Лучший пример в повседневной жизни: Правила общения
«Не говорите, если потом будете вынуждены просить прощения!» (Ибн Маджа, Зухд, 15)
Общение является огромной милостью Всевышнего, оно способствует укреплению связей, усилению дружбы и взаимопонимания. Многие люди выражают свои мысли и чувства, просьбы и желания именно в процессе общения. Но манера разговаривать может некоторых вознести на пьедестал почета, а на других сполна выпить чашу унижения и разочарования. В хадисах говорится, что нужно следить за речью, так как благодаря этому можно попасть в рай. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Кто даст мне слово, что будет хранить то, что находится между двумя челюстями (имеется в виду язык) и свою честь, то я ему дам слово, что он непременно попадет в рай» (Бухари, Рикак, 23)
В другой раз Пророк Мухаммад ﷺ на вопрос «Кто самый добродетельный?», дал следующий ответ:
«Это такой человек, который ни руками, ни языком не причиняет вреда мусульманам» (Бухари)
Пророк Мухаммад ﷺ учил своих сподвижников правилам общения, некоторые из них можно привести в следующем порядке:
1. Говорить четко и ясно, учитывая уровень собеседника
При необходимости нужно некоторые выражения повторить несколько раз. Сподвижники выделяют такие особенности речи Пророка Мухаммада ﷺ, который всегда говорил красиво и лаконично:
«Речь Пророка Мухаммада ﷺ была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его» (Абу Дауд, Адаб, 18)
«Когда он разговаривал, любой желающий мог без особых затруднений считать его слова» (Бухари, Манакиб, 23)
«Он по три раза повторял те слова и выражения, к которым он хотел привлечь внимание слушателей» (Тирмизи, Манакиб, 9)
Чтобы слушатели хорошо поняли некоторые выражения, их порой надо повторить несколько раз. Как известно, чтобы привлечь внимание слушателей к какой-либо ситуации, в Кyр`ане особо важные события и повеления часто повторяются. Например, о неповиновении шайтана упоминается семь раз, поведение чародеев, поверивших Мусе (мир ему), описывается четыре раза.
Во время совершения намаза Пророк Мухаммад ﷺ наиболее важные аяты Кyр`ана читал неоднократно. Делая наставления сподвижникам, наиболее значимые фразы говорил по несколько раз. Слушая беседы праведников, можно часто слышать, как они повторяют иные выражения. Однако это нужно делать с целью акцентирования внимания и не должно надоедать слушателям.
Но обращение с речью к некоторым людям, которые совершенно не понимают ваших слов, является пустой тратой времени.
2. В Исламе запрещено выступление перед людьми, которое совершается с целью показать свои знания или свое превосходство над ними
Запрещается также при выступлении говорить намеками или говорить о непонятных вещах.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Воистину, Аллах гневается на тех людей, которые занимаются пустословием, пережевывая слова, словно коровы корм» (Абу Дауд, Адаб, 94)
Пророк Мухаммад ﷺ, миссия которого была ясна всем, который говорил только истину, никогда не выступал с целью демонстрации ораторского искусства. Он говорил искренне, от всего сердца, переполняемый любовью и милосердием к людям. Его речь была плавной и красивой, зажигала искру любви в сердцах людей и побуждала их к усердию.
3. Никогда нельзя кричать во время выступлений или громко говорить с собеседниками
Некрасиво, когда кричишь на собеседника, словно он глухой. Нельзя также говорить в грубой форме, словно гневаешься на слушателей. Необходимо всегда говорить деликатно и спокойно. В Кyр`ане устами Лукмана (мир ему) об этом говорится следующее:
وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ
«Старайся размерять свою походку и (должным образом) свой голос понижать, ведь, несомненно, неприятнейший из звуков – звук голоса осла» (Лукман, 31/19)
В другом аяте Господь повелевает:
وَقُل لِّعِبَادِي يَقُولُواْ الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ
«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше!» (Исра, 17/53)
Всемогущий Аллах, посылая Пророка Мусу и его брата Харуна (мир им) к правителю Египта, приказывает им увещевать его в мягкой и деликатной форме. В одном из хадисов подчеркивается, что даже доброе слово может спасти человека от адского пламени.
«Спасай себя от ада, если тебе придется подать (нищему) даже половину финика. Кто не может найти этого, пусть спасает себя от ада добрым словом!» (Муслим, Закят, 68)
4. Запрещено шептаться в присутствии третьего человека
Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что подобные действия могут обидеть его (Бухари, Истизан, 47). Истинный мусульманин никогда не станет обижать или оскорблять своего единоверца.
5. Если на собрании ведется разговор на какую-либо тему или задали вопрос, первым может говорить или дать ответ на вопрос председатель собрания
После него и другие присутствующие могут высказать свое мнение. Когда на собрании начал говорить самый младший по возрасту Абдуррахман бин Сахль, Пророк Мухаммад ﷺ остановил его, приказав:
«Ты предоставь слово старшим! Ты предоставь слово старшим!»
Абдуллах бин Умар (да воздаст ему Аллах благом) рассказал такую историю:
«Однажды Пророк Мухаммад ﷺ попросил сподвижников описать дерево, похожее на мусульман. Присутствующие стали перечислять названия деревьев. Мне вспомнилось одно дерево, и мне хотелось сразу встать и назвать его, но, так как на собрании были люди, бывшие гораздо старше меня по возрасту, я не стал говорить. Никто не смог назвать это дерево, тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что это пальмовое дерево» (Муслим, Мунафикин, 64)
6. Нужно говорить лаконично и кратко, избегать пустословия и лишних подробностей
Всемогущий Аллах, осуждая тех, кто занимается демагогией, в Кyр`ане повелел:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْتَرِي لَهْوَ الْحَدِيثِ
«Но есть среди людей и тот, кто, никаким познанием не обладая, пустые небылицы покупает» (Лукман, 31/6)
В связи с нашей темой интересны следующие хадисы Пророка Мухаммада ﷺ:
«Не вспоминая Аллаха, много не говорите! Кроме поминания Аллаха, другие слова приводят к очерствению душ. Нет никаких сомнений в том, что черствые люди всегда далеки от Всевышнего» (Тирмизи, Зухд, 62)
«Кто избегает того, что его не касается, является истинным мусульманином» (Тирмизи, Зухд,11)
Поэт Яхья Ташладжали писал:
Все мудрецы твердят об этом:
Кто много говорит – тот часто ошибается!
7. Нужно всегда избегать тех разговоров, которые не приносят никакой пользы: ни материальной, ни духовной, так как они очень вредны
Следующий аят Кyр`ана указывает на то, что каждый человек будет держать ответ за все, что он говорил на этом свете:
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«И нет ни одного промолвленного слова, что не отмечено приставленным к нему (ангелом)» (Каф, 50/18)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Каждый уверовавший в Аллаха пусть говорит только хорошее, или пусть просто молчит!» (Бухари, Адаб, 31/85)
8. Не стоит вести разговор на тему, которую хорошо не знаешь
Нельзя говорить те вещи, истинная суть которых в данное время неизвестна. В хадисе Пророка Мухаммада ﷺ говорится:
«Порой человек начинает необдуманно говорить, из-за чего он может попасть на такую глубину ада, которая гораздо больше, чем расстояние между Западом и Востоком» (Бухари, Рикак, 23)
9. При общении надо избегать таких тем и выражений, которые могут поставить собеседников в затруднительное положение, поскольку это может привести к разрыву дружеских отношений
Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Не говорите, если потом будете вынуждены просить прощения!» (Ибн Маджа, Зухд, 15)
10. Мусульманин всегда обязан говорить только правду, должен избегать лжи и недостоверных сведений
Ибо Пророк Мухаммад ﷺ рассказывал:
«Как только человек просыпается, все его органы начинают умолять его: «Бойся Аллаха и береги нас, так как все наказания мы получаем только от твоих разговоров. Мы подчиняемся тебе. Если ты будешь правдив, то и мы будем правдивы, если ты сойдешь с пути, то мы пойдем за тобой и станем такими же, как и ты» (Тирмизи, Зухд, 61)
В Кyр`ане содержится следующее предупреждение:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَقُولُوا قَوْلاً سَدِيداً يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ
«О вы, кто верует! Страшитесь (гнева) Аллаха и говорите правые слова, чтобы Он вам дела благоустроил и вам простил ваши грехи» (Ахзаб, 33/70-71)
11. Беседуя о будущем или строя какие-либо планы, нужно обязательно сказать «Ин ша Аллах» (если на то будет воля Аллаха), ибо это является одним из пунктов адаба
В любом деле недостаточно возможностей или желания человека. Самое главное – это воля Аллаха, поэтому употребление выражения «Ин ша Аллах» говорит о том, что человек осознает могущество Господа. В одном из аятов Кyр`ана повелевается:
وَ لاَ تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَداً إِلَّا أَن يَشَاءَ اللهُ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَى أَن يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَذَا رَشَداً
«И (никогда) не говори (о совершении) чего-то: «Я это завтра совершу», при этом не добавив: «Если на то будет воля Аллаха» (Кахф, 18/23-24)
В одном из хадисов сообщается, что, так как Пророк Сулейман (мир ему) забыл сказать «ин ша Аллах», его желание не исполнилось (Бухари, Айман, 3)
Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 3
По материалам: http://islamdinr.ru/