Любовь к этому миру
Любовь к этому миру, к материальным благам и мирским удовольствиям стала неотъемлемой частью современного общества. Люди стремятся к успеху, богатству, роскоши и наслаждениям, полагая, что именно эти факторы приносят счастье и удовлетворение. Однако, в основе своей, это — один из тех недугов, который портит сердце человека. Поистине, если верующий страстно желает мирской жизни, если его душа сильно привязана к ней, то, в зависимости от степени этой привязанности, ослабевает его вера.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
وَمَنْ كَانَتِ الدُّنْيَا هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ، وَفَرَّقَ عَلَيْهِ شَمْلَهُ، وَلَمْ يَأْتِهِ مِنَ الدُّنْيَا إِلَّا مَا قُدِّرَ
«Тот, кто сделал своей заботой и целью земную жизнь, тому Аллах поместит его бедность перед его глазами и приведет в расстройство его дела, и он не получит из мирского ничего, кроме того, что ему предписано» (ат-Тирмизи, № 2465)
У многих людей главной заботой их жизни являются мирские цели. Полностью погружаясь в них, человек забывает о своих религиозных обязанностях: его заботит только этот мир, он встает и засыпает только с этими мыслями, он радуется, когда его материальное состояние увеличивается, и печалится, если оно ухудшается, однако он не придает никакого значения, когда его вера уменьшается.
В действительности такой человек опьянен любовью к этому миру, и его привязанность к нему сильнее, чем у пьяницы к вину, потому что пьяница вот-вот проснется от воздействия вина, но тот, кто опьянен любовью к этому миру, просыпается только во тьме могилы.
Яхья ибн Му’аз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
الدنيا خمر الشيطان من سكر منها لم يفق إلا في عسكر الموتى نادما مع الخاسرين
«Эта мирская жизнь – опьяняющий напиток шайтана. Кто стал пьяным от него, тот не очнется кроме как среди толпы мертвых, раскаивающихся вместе с потерпевшими убыток» («Джами’ аль-‘улюм ва аль-хикам», 2/383)
И кто находится в таком состоянии, тому Всевышний Аллах поместил его бедность перед его глазами, он никогда не почувствует себя богатым, потому что вне зависимости от того, насколько мирское увеличивается для него, он не будет удовлетворен. Таким образом, чувство бедности и нужды становится его неотъемлемым состоянием, от которого он не перестает страдать.
Всевышний Аллах разъяснил нам сущность этого мира во многих аятах:
اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ
«Знайте, что земная жизнь — это только игра и забава, (внешняя) красота, и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и (количества) детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в последней жизни — суровое наказание и прощение от Аллаха и (Его) довольство. Земная жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура «аль-Хадид», аят 20)
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ فَلَا تَغُرَّنَّكُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَلَا يَغُرَّنَّكُم بِاللَّهِ الْغَرُورُ
«О люди! Поистине, обещание Аллаха — истина. Пусть не обманет вас земная жизнь, и пусть не обманет вас относительно Аллаха обманщик (шайтан)!» (сура «Фатыр», аят 5)
Такова суть нашей земной жизни, суровый ей приговор. Осознавая все, о чем Всевышний говорит нам в этом аяте, разумный человек может сделать только один вывод: земная жизнь быстротечна, ее удовольствия пройдут без следа.
Всевышний Аллах говорит о том, кого заботит этот бренный мир, предав забвению вечную жизнь:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«А кто отвернется от Моего руководства (от Кyр`ана и не уверует в него), того ожидает тяжелая участь (могильные муки), а в Судный день Мы воскресим его слепым» (сура «Та Ха», аят 124)
Кто бы ни усердствовал ради будущей жизни, он получает и этот мир, и тот, а кто усердствует ради этого мира, не получит даже малой доли из будущей.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
ألا إن الدنيا مَلعُونة، مَلعُونٌ ما فيها، إلا ذكرَ الله تعالى، وما وَالاهُ، وعالما ومُتَعَلِّمَا
«Поистине, мир этот проклят: проклято то, что в нем, кроме поминания Всевышнего Аллаха и того, что связано с ним, а также обладающего знанием и приобретающего знание» (ат-Тирмизи, № 2322)
Это значит, что удалены от милости Аллаха этот мир и все, что в нем есть, кроме полезного знания, стремления приблизиться к Нему, поминания Аллаха и всего способствующего этому из того, что приближает к Всевышнему.
Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لو كانت الدنيا تَعدل عند الله جَناح بَعوضة، ما سَقَى كافراً منها شَرْبَة ماء
«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, то Он не дал бы из него неверующему и глотка воды» (ат-Тирмизи, № 2320)
В этом хадисе содержится разъяснение ничтожности этого мира перед Аллахом и того, что он не имеет никакой ценности. Если бы он имел хоть какую-то ценность у Всевышнего Аллаха, то Он не дал бы неверующему из мира этого и глотка воды, не говоря уже о возможности роскошествовать и наслаждаться мирскими благами.
Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) также передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ازهَدْ فِي الدُّنْيَا يُحِبَّكَ الله، وازهَدْ فيمَا في أَيدي النَّاسِ يُحبَّكَ النَّاسُ
«Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям, и тебя будут любить люди» (Ибн Маджа, № 4102)
К числу высказываний, имеющих отношение к толкованию понятия «отречение», относятся слова Вухейба ибн аль-Варда (да смилуется над ним Аллах):
الزهد في الدنيا أن لا تأسى على ما فات منها، ولا تفرح بما آتاك منها
«Отречение от мира выражается в том, чтобы ты не горевал о мирском, которое ты упустил, и не радовался тому мирскому, которое пришло к тебе» («Джами’ аль-‘улюм ва аль-хикам», 2/181)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с такой мольбой:
اللَّهُمَّ لا تَجْعَلِ الدُّنْيَا أكْبَرَ هَمِّنا، ولا مَبْلَغَ عِلْمِنا
«О Аллах, не делай мирскую жизнь самой большой нашей заботой и не сделай ее пределом наших знаний» (ат-Тирмизи, № 3502)
Да дарует нам Всевышний Аллах тауфик.
Абдуль-Азиз Абу Ибрахим
По материалам: https://darulfikr.ru/