Мавлид – день рождения Посланника Аллаха ﷺ
Наш Пророк Мухаммад ﷺ последний и самый великий Пророк, ниспосланный Создателем для спасения человечества, родился ночью 12 числа лунного месяца Раби’уль-Авваля в Год Слона.
В то время на земле царили хаос, невежество, гнет и безнравственность. Люди предали забвению веру в Аллаха. Наш Пророк ﷺ своим рождением озарил Землю и осветил сердца верой. Наступила эпоха равенства, справедливости и братства. Люди, которые пошли за Пророком ﷺ достигли истинного счастья.
Историки считают годом его рождения 571 год по христианскому летоисчислению. В передаче от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сказано следующее:
«Посланник Аллаха ﷺ появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе. В понедельник было одержано победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»:
«Сегодня Я завершил вам вашу религию». (Aхмад I,277; Хайсами I,196).
Все эти событие являются знаками особой важности этого дня. Ночь рождения Пророка ﷺ называют Мавлидом и благочистивые праведники (Вали) считают самой святой и почитаемой после «Лейлатуль-Къадр» ночь рождения Пророка ﷺ.
День рождения Пророка Мухаммада ﷺ празднуется уже много столетий. В этот день в честь Пророка ﷺ читают молитвы, обращаются к его жизни, которая стала для верующих эталоном нравственности, стремятся заслужить его любовь благочестивыми деяниями.
На Мавлиде читают Кyр`ан, зикр, салават, истигфар (мольба о прощении), стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, Его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада ﷺ благодарность за Милость Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из Уммы Пророка Мухаммада ﷺ, читают ду’а, раздают милостыню, угощают бедных, ведут благочестивые разговоры. Одним словом, в эту праздничную ночь мусульмане проявляют заботу, внимание к обездоленным и верующим.
Суть этой безграничной любви к Своему Посланнику Создатель Вселенной выразил следующим повелением:
«Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними» («Аль-Анфаль», 8/33).
Это Божественное послание было ниспослано в отношении лицемеров. Теперь давайте подумаем над тем, что если даже лицемеры, вследствие проживания вместе с Мухаммадом ﷺ в одной стране получили такую гарантию, то невозможно представить себе, какой милости удостоятся истинные правоверные, неуклонно следующие по его стопам. Кроме того, мусульмане не только уверовали в миссию Мухаммада ﷺ, они испытывают к нему сильную любовь и преисполнены глубоким уважением. Вот именно здесь недостаточно всего богатства и выразительности человеческой речи! Воистину, насколько мусульманин полюбит Мухаммада ﷺ, настолько он обретет счастье и покой как в этой жизни, так и в будущей.
При проведении Мавлида категорически недопустимо вести не нужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата.
При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но термин «Мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако хафиз ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка ﷺ в месяце Рабиуль-Авваль следующее:
«Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Кyр`ана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада ﷺ, готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить, таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают саваб (вознаграждение от Аллаха в будущей жизни), так как это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада ﷺ, для того, чтобы показать: это событие является радостным для верующих».
Он же сказал:
«Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, а также милость и довольство Аллаха нисходит на этих людей» (См. также фетву хафиза: «Хуснуль макъсид фи амалиль мавлид» — прим. админа).
Также и другие известные признанные алимы (ученые-теологи Ислама), превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков, без всяких сомнений, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
Проявлять любовь к пророку Мухаммаду ﷺ, а, значит, и радоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), но не факт собственной биографии. Он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал Его и даровал жизнь, как Милость всему человечеству, восхвалял Его за это благо.
Мавлид — это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к Нему. В хадисе сказано, что «каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит» (Аль-Бухари. Муслим. Табари, «Муъджам авсат», 6/293).
Повествование о рождении Пророка ﷺ о Его жизни и пророческой миссии способствует получению знаний о Пророке ﷺ. А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку ﷺ, укреплению веры мусульман. Ведь Сам Аллах приводит в Священном Кyр`ане множество примеров из жизни прежних Пророков, чтобы укрепить сердце Пророка Мухаммада ﷺ и как назидание для верующих.
Пророк Мухаммад ﷺ награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.
В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.
Как нам известно, из Исламских источников, одной из кормилиц Посланника Аллаха являлась счастливейшая женщина Савбийя. Эта женщина была рабыней ярого врага Расулюллаха, Абу Ляхаба. Узнав от Савбийи о рождении своего племянника, Абу Ляхаб от радости даровал своей рабыне свободу. Этот поступок Абу Ляхаб совершил чисто из родственных соображений, и именно он зачёлся ему как благодеяние в загробном мире. После смерти Абу Ляхаба кто-то из его близких увидел его во сне и спросил: «Как твои дела, Абу Ляхаб?»
Абу Ляхаб ответил: «Я в Аду, пребываю в вечных муках. И только в ночь на понедельник моя участь немного облегчается. В такие ночи я утоляю жажду тоненькой струйкой воды, которая стекает между моими пальцами, она приносит мне прохладу. Это происходит потому, что я освободил свою рабыню, когда она мне сообщила весть о рождении Мухаммада ﷺ. За это Аллах не оставляет меня своей милостью в ночи на понедельник».
Ибн Джафар говорил по этому поводу следующее:
«Если такой неверующий, как Абу Ляхаб, только лишь за близкое родство к Пророку ﷺ, обрадовавшийся рождению Его и совершивший добрый поступок, на одну ночь был прощён Господом, кто знает, какими благами одарит Господь того верующего, который, чтобы завоевать любовь Пророка ﷺ откроет свою душу и проявит щедрость в эту праздничную ночь».
Не все, чего не делал Посланник Аллаха ﷺ является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Кyр`ан, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки как фикх, акыда, тафсир Кyр`ана и хадисов и т.д., не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.
А что касается мнение невежественных людей, что якобы праздник по случаю рождения Пророка ﷺ говорит о его возвеличивании, однако сам Пророк ﷺ сказал:
«Не превозносите меня, как превознесли христиане Ису (алейхи уа саллям), я только Посланник Аллаха и его раб» (Ахмад, 1,153).
Ученные Ислама ответили, что этот довод неверен. Заметьте, что в хадисе запрещается превозносить так, как это делают христиане. То есть, они говорят, что (пророк) Иса (алейхи уа саллям) — «сын Божий». Что же касается мавлида, то во время его празднования такое не происходит, мы только вспоминаем о его моральных качествах, что не противоречит Шариату. Ведь Пророк ﷺ сам при жизни хвалил сподвижников, также и сподвижники хвалили его, и Пророк ﷺ не запрещал им это, а поддерживал. Часто сподвижники цитировали рядом с Пророком ﷺ стихи и поэмы, и он подбадривал их. Вспомните, как жители Медины встретили Пророка ﷺ с песней. Разве этот поступок сподвижников Пророка противоречит Шариату? Если бы это было так, то разве Пророк ﷺ промолчал бы? Если Пророк ﷺ был доволен теми, кто хвалил его, разве он будет недоволен нами, если мы вспоминаем о его моральных качествах?
Отсюда следует, что проведение Мавлида — новшество, одобренное Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной, так как сам Пророк ﷺ говорил, что ценит день своего рождения, т.е. он имел в виду, что ценит миссию, которая была возложена на него Всевышним: быть примером для людей во всем. Когда Пророка ﷺ спросили о том, почему он постится в этот день, он ответил:
«В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Кyр`ан) был ниспослан мне» (Муслим, «Сыям», 197-198).
Мавлид Пророка ﷺ — праздник для мусульман. Это особый день, день благодарности Аллаху. Ин ша Аллах, каждый мусульманин не только в этот день, но и во все время своего пребывания на земле будет стремиться больше узнать о Пророке ﷺ, походить на него, и будет удостоен чести стать в Раю его соседом. Для этого нужно искренне любить Пророка ﷺ.
История Ислама полна множеством эпизодов, свидетельствующих о безграничной верности и любви сподвижников Мухаммада ﷺ.
Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывает:
Однажды к Пророку пришел один араб и спросил у него:
– О Расулюллах! Когда наступит Конец Света?
На его вопрос Пророк задал встречный вопрос:
– А что ты приготовил для иного мира?
Пришедший ответил:
– Любовь к Аллаху и Его Посланнику!
Пророк Мухаммад ﷺ сказал ему:
– В таком случае, на том свете ты будешь вместе с теми, кого ты любил на этом.
Анас бин Малик (да осенит его милость Аллаха) в продолжение этой истории добавил: «Ничто, кроме той радости, которую мы испытали, когда впервые стали мусульманами, нас так не радовало, как сообщение Пророка Мухаммада ﷺ: «Воистину, ты вместе с теми, кого ты любишь!» И я люблю Аллаха, Его Посланника, Абу Бакра и Умара. Хотя я не смог сделать даже маленькой части тех деяний, которые совершили они, все равно я не теряю надежду на будущее пребывание – в ином мире – в обществе Пророка Мухаммада ﷺ» (Муслим, «Бирр», 163).
Почтение к дню рождения Пророка ﷺ позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности за то, что Он послал Пророка Мухаммада ﷺ в этот мир, прочитать Кyр`ан, пытаясь вникнуть в глубинную суть послания, переданного через Пророка ﷺ на мгновение представить, что случилось бы с миром, если бы этого человека не было.
Проф. Cейфеддин Языджы аль-Ханафи, из книги: «Основы исламских знаний», стр. 256-261
По материалам: http://islamdinr.ru/