«Медицина Пророка» и «исламская медицина»: Традиции и современная наука
Биография (сира) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) подвергается изучению сквозь призму различных отраслей традиционной и современной науки: политологии, психологии, педагогики, биологии, диетологии. Одной из областей, отмеченных непосредственным вкладом Пророка (мир ему и благословение) является традиционная медицина. Его постулаты медицины (аль-тибб аль-Набави) зафиксированы в различных высказываниях (хадисах), собранных учеными ранней эпохи Ислама, такими как имам Бухари. Известно, что для лечения и профилактики Пророк (мир ему и благословение) применял лекарственные растения, диету и гигиенические процедуры.
Медицина Пророка отличается двумя уникальными чертами. С одной стороны, она применяет многочисленные лекарственные средства, а с другой — служит системой лечения заболевания, сочетающей различные методы достижения внутреннего (духовного) и внешнего (физического) благополучия. Следовательно, медицина Пророка значительно шире по своему охвату, она выходит за рамки простого назначения лечебных препаратов и имеет особую ценность как комплексная система, предполагающая «холистический подход» к профилактике и лечению заболеваний.
С некоторых пор современные медики тоже заговорили о предпочтительности «холистического метода», а не лечения заболевания как такового. Этот подход действительно оказывается наиболее результативным с точки зрения поддержания здоровья и хорошего самочувствия.
Обращаясь к этой теме, мы поговорим о медицине Пророка в целом и изучим ее как универсальную систему, опирающуюся на холистический подход — концепцию, которая оказала влияние на развитие современной медицины.
Определение медицины Пророка
Под медициной Пророка подразумеваются действия и высказывания Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в отношении физического и духовного здоровья при лечении конкретных заболеваний. Этому виду медицины присущ «божественный элемент», и Пророк, (мир ему и благословение) предписывал средства, врачующие одновременно тело и душу.
Хотя термины «медицина Пророка» и «исламская медицина» зачастую используются как синонимы, между ними есть значительная разница. Медицина Пророка имеет дело с общими принципами, тогда как научная [и исламская] медицина занимается частностями.
Под исламской медициной следует понимать категорию научного медицинского знания, практиковавшегося первыми мусульманскими врачами, это знание развивалось благодаря гипотезам, наблюдению и опыту и со временем составило особую систему, которую мы называем исламской медициной.
Чем лечил Пророк
Лечебные средства, которыми пользовался Пророк, подробно описаны во многих текстах, в том числе, в одном из самых достоверных сборников хадисов «Сахих Бухари», составленном Мухаммадом ибн Исмаилом Бухари (род. в 194 г.х.). В главе «Книга медицины» (Китаб аль-тибб) перечисляются разнообразные средства от болезней, в том числе:
Семя черного тмина (nigella sativa) — считается, что его черные семена помогают процессу пищеварения, обладают антигистаминными, противовоспалительными, антиоксидантными и обезболивающими свойствами. Известен хадис, рассказанный Абу Хурайрой: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал:
«Черный тмин исцеляет от всех болезней, кроме смерти» (Бухари).
Мед — лечебные свойства меда упоминаются в Кyр`ане (Аль-Нахль, 16:69), о реках меда также говорится в описании Рая (Мухаммад, 47:15). Пророк (мир ему и благословение) часто указывал, что мед — лучшее средство исцеления.
В хадисе, переданном ибн Аббасом, Пророк сказал:
«Излечение в трех вещах: в хиджаме, глотке меда и прижигании огнем, но я запрещаю своей умме прижигание» (Бухари).
Финики — Передал Сауд: Посланник Аллаха сказал:
«Если кто-нибудь станет каждое утро есть несколько фиников [сорта] Айва, то он будет защищен от яда и магии на весь день до ночи» (Бухари).
Кровопускание (хиджама): Пророк (мир ему и благословение) очень рекомендовал делать кровопускание при лечении некоторых расстройств. Передал Джабир бин Абдулла: Посланник Аллаха сказал:
«Исцеление — в кровопускании» (Бухари).
Область применения медицины Пророка
Не следует представлять медицинские методы Пророка как универсальное практическое пособие по медицине, так как его методы не были оформлены в законченную медицинскую систему. Хотя Посланник (мир ему и благословение) обладал знаниями о средствах исцеления от определенных заболеваний, он не претендовал на то, чтобы быть врачевателем. Однако область применения медицины Пророка значительно расширяется, если не просто изучать лечебные средства, которые он рекомендовал, но говорить о целостном подходе Пророка к лечению заболеваний. Тогда как акцент исключительно на лекарственных средствах, на самом деле, ограничивает область применения его медицины.
Следует учитывать, что лечебные средства, которые предписывал Пророк, предназначались для болезней, распространенных в его время. На самом деле взгляды Пророка (мир ему и благословение) на лекарства и лечение основывались на принципе, что от каждой болезни есть излечение (Бухари). Этот принцип служит стимулом для изучения новых лечебных средств, и, действительно, развитие традиционной медицины не останавливается на медицине Пророка (мир ему и благословение), а идет дальше, отыскивая новые способы лечения.
Классификация медицины Пророка
Ас-Суюти (род. 849 г.х.) делил медицину Пророка на три направления:
1) Профилактическая медицина Пророка
Учение об умеренности в еде, физических нагрузках, гигиене, сексуальных отношениях, правилах приема пищи, карантине при заразных болезнях, применении лекарственных растений для оздоровления организма. Все это профилактические меры, целью которых является сохранение здоровья и хорошего самочувствия.
2) Традиционная медицина Пророка
В эту категорию входят различные средства, которые Он предписывал для лечения тех или иных заболеваний: мед, оливковое масло, черный тмин, молоко и т. д., а также хирургические процедуры, такие как кровопускание и прижигание. Эти средства применялись при лихорадке, расстройствах пищеварения, головной боли, сыпи, тонзиллите, болезнях сердца, пищевых отравлениях, конъюнктивите, опухолях, проказе, переломах, укусах собак и т. д.
3) Духовная медицина Пророка
Учение о связи терапевтического лечения и исцеления с душевным благополучием и духовным аспектом, это учение подтверждается следующим аятом:
«Мы ниспосылаем в Кyр`ане то, что является исцелением и милостью для верующих…» (Кyр`ан, 17:82).
Холистический подход, заложенный Пророком (мир ему и благословение) — это система, доказавшая успешность во все времена. До прихода Ислама духовная сторона исцеления находилась в ведении религиозных фигур, например, священников, а физиологической стороной занимались врачи. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в своей медицине соединил эти два ключевых аспекта — физическое и духовное здоровье, и этот подход наложил свой отпечаток и на современную медицинскую науку.
Холистический подход в медицине
Медицина Пророка, как система, говорит о том, как важно для лечения заболевания учитывать внешнее и внутреннее, думать о здоровье в целом, а не просто избавляться от конкретного недуга.
Этот холистический подход к медицине заслужил признание в современных медицинских кругах. В последние десятилетия, особенно на Западе, проводятся большие исследования, указывающие на важность применения холистического метода в медицине. В частности, этому вопросу посвящен ряд статей в издании The Western Journal of Medicine.
В статье доктора Ричарда Свихуса (Richard Svihus), опубликованной в 1979 году, термином «холистический» определяется «состояние человека как единого целого, тела и души, со своим духовным «я», делающее его целостным».
«Наибольшая помощь в профилактике заболевания — это сохранение надлежащего баланса духовного и телесного, ибо нет баланса или дисбаланса более продуктивного с точки зрения определения здоровья и болезни, добродетели и греха, чем баланс между духовным и телесным», — пишет он далее.
Ученый осуждает стандартный подход, распространенный среди большинства современных врачей, когда «врач разделяет душу и тело».
В заключение он предлагает медицинскому миру еще раз приглядеться к концепции холистического подхода при лечении пациента и справедливо замечает:
«Человек не существует отдельно от своего Создателя, и духовная часть человека должна участвовать в процессе исцеления».
Несмотря на то, что в отличие от многих авторов, в этой статье мы недостаточно осветили вклад, сделанный Пророком (мир ему и благословение) или исламским миром, в область медицины, тем не менее, несложно заметить общие мотивы, объединяющие медицину Пророка и метод, к которому приходят современные медики. Их связывает именно холистический подход к лечению пациента.
Несомненно, современные врачи признают пользу холистической медицины. Английский врач Мишель Райт (Michelle Wright) пишет:
«Холистический подход – положительная практика, много лет настоятельная рекомендуемая Королевским колледжем терапевтов… Всем лечащим врачам следует вдохновляться холистической медициной и брать на вооружение ее методы. Видеть человека «целиком» при профилактике и лечении заболевания — возможно, в этом ключ к некоторым диагнозам».
Заключение
Итак, очевидно, что Пророк (мир ему и благословение) способствовал развитию традиционной медицины, которую также называют медициной Пророка. В нашем распоряжении имеются достоверные сведения об особых средствах и процедурах, которые Он предписывал для сохранения и восстановления здоровья.
Следовательно, область применения медицины Пророка оказывается намного шире, если рассматривать ее как всестороннюю систему, а не набор лекарственных средств и лечебно-гигиенических процедур.
Современные врачи и медицинские организации постепенно признают и начинают применять холистический метод, в связи с тем, что рассматривая человека «целиком», он позволяет добиться максимальной эффективности в процессе лечения и профилактики.
Таким образом, нет никаких сомнений в том, что холистический подход, по сути сформировавшийся более 1400 лет назад при участии Пророка (мир ему и благословение), безусловно, находит свое отражение в современной медицине.
Рамия Абдо Султан (Ramia Abdo Sultan)
По материалам: http://islam.plus/