Месяц Мухаррам: хиджра и пост в день Ашура
По милости Всевышнего Аллаха, у нас наступил 1446 год по хиджре, 7 июля (2024 г.) является первым днем. Пусть он будет нам во благо.
Хиджра – это переселение Посланника Аллаха ﷺ, а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это было важнейшим событием в жизни мусульман – и тех, и нынешних. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок богослужений и пр. Мусульмане признали Пророка ﷺ своим правителем. Словом, был заложен фундамент исламской государственности, существующей и по сей день.
Хиджри-календарь
Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. От того времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл (уже после ухода из жизни Пророка ﷺ праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаЛлаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов.
Имам Абу Нуайм (рахимахулЛах) пишет: «Умар (радиаЛлаху анху) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк ﷺ был послан, некоторые сказали — со времени переселения. Умар (радиаЛлаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры». (См.: «Ат-Тарих»)
Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (рахимахулЛах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет: «Летоисчисление у мусульман с веления Умара (радиаЛлаху анху). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».
Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.
Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.
Месяц Мухаррам
Поистине месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Кyр`ане:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ
«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Сура «Покаяние», аят 36)
В хадисе сказано:
«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Аль-Бухари)
Каждый из нас должен помнить о том, что награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. И наоборот, если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:
فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ
«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе» (Сура «Покаяние», аят 36)
Ибн Касир (рахимахуЛлах) пишет: «Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Аллах» (Тафсир суры «ат-Тауба», 36 аят).
Пост в этом месяце
Также, не стоит забывать про пост в этом благословенном месяце. Наша мать Аиша (радиаЛлаху анха) передала следующий хадис: «Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха ﷺ повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит» (Аль-Бухари)
Пророк ﷺ также сказал:
«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим)
Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах), комментируя данный хадис, пишет: «Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами. При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность» (См.: «Исламские месяцы», стр. 8)
Также передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней» (Табарани; ат-Таргыб, т. 2, стр. 114)
Большинство ученых склоняется к тому, что пророк ﷺ не постился в течение месяца за исключением Рамадана.
Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.
Ханафитские учёные сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка ﷺ, который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку ﷺ и спросил:
«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» Пророк ﷺ спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я — аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк ﷺ спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ты сам себя мучил!», — а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк ﷺ сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк ﷺ сказал: «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», — и тогда Пророк ﷺ сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)», — сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул (Абу Дауд)
Пост в день Ашура
Десятый день месяца Мухаррама (16 июля) называется «Яум Ашура» — днем Ашуры. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (алейхиссалам) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными евреями. После переселения — Хиджры, пророк ﷺ увидел иудеев соблюдающих пост. Он ﷺ задал им вопрос о смысле поста.
Сообщается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал:
«Пророк ﷺ прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (алейхиссалам) стал поститься в этот день». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари)
В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Мас`уда (радиаЛлаху анху):
«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)» (Муслим)
Когда люди спросили ибн Аббаса (радиаЛлаху анху) о посте Ашура, то он ответил так:
«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха ﷺ постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим)
Пост в день Ашура послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк ﷺ сказал:
«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим)
Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (хафизахуЛлах) пишет: «Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.
Причиной этому, как говорил пророк ﷺ, является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк ﷺ хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура» (См.: «Исламские месяцы», стр. 9).
Эти два дня приходятся на 15-16 или 16-17 июля.
С началом 1446 года по хиджре братья и сёстры. Пусть в этом году мы больше будем поклонятся Аллаху Свят Он и Велик, и это у нас будет принято. Аминь
А Аллах знает лучше.
По материалам: https://islamdinr.ru/