Межнациональные браки с точки зрения Ислама

21 февраль 2019 3919 0
Режим чтения

В одной татарской шутке родители наставляют свою дочку: «Дочка, неважно, какой национальности будет твой муж, лишь бы татарин был хороший». 

Как известно, в каждой шутке есть доля не только шутки, но и жизненной правды: испокон веков люди предпочитали заключать браки между представителями своего народа.

В древности такой выбор диктовался самим взглядом людей на окружающий мир – когда свой народ считался самым лучшим и избранным, а остальные – чужими и враждебными. Разумеется, мы знаем, что такой взгляд не соответствует божественной справедливости и отвергается всеми небесными Писаниями, которые Всевышний посылал людям. В частности, в Кyр`ане говорится: 

«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (из какого народа или какой наций). Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный…» (сура «Хаджарат», аят 13).

Наш Пророк (мир ему и благословение) наставлял людей в своей прощальной проповеди:

«Поистине, у вас один Господь, и у вас один отец (Адам), так что у араба нет никакого превосходства над не-арабом, и у белого перед черным, кроме как в благочестии».

Итак, все люди равны перед Богом, однако каждый народ отличает множество своеобразных национальных, культурных и иных особенностей – того, что сейчас принято называть менталитетом, особым взглядом на мир, поэтому людям разных национальностей будет сложнее найти общий язык в семейной жизни. Особенно это касается семей, где супруги имеют не только разное происхождение, но и разную религиозную принадлежность. В данной статье мы не будем касаться темы межрелигиозных браков, а поговорим лишь о тех союзах, когда в брак вступают мусульмане, принадлежащие к разным народам.

Плюсы и минусы межнациональных браков

Как говорят специалисты, с каждым годом количество таких браков растет, чему причиной глобализация и мобильность населения – люди часто меняют место жительства, переезжают с места на место. В нашей стране по состоянию на прошлый – 2017 год примерно 30% браков было заключено между людьми разных национальностей. Опять же, по статистике, примерно 30% россиян положительно смотрят на такие браки, 30% — отрицательно, и около 10% считают, что это такие же браки, как и прочие.

Итак, в чем плюсы и минусы подобных союзов?

Можно выделить несколько основных моментов, которые могут стать «камнем преткновения» в таком браке:

1. Такой брак часто осуждается родственниками жениха и невесты. Когда люди вступают в брак, они входят в чужую семью и приобретают новых родных, многие из которых могут негативно отнестись к человеку из другого народа. Одной из главных причин такого отношения является нежелание принимать в семью людей, говорящих на другом языке, живущих по другим обычаям и традициям. Либо наоборот, люди опасаются, что их дети должны будут войти в чужую среду, где они могут постепенно утратить национальные особенности, а их внуки вообще не будут знать родной язык и родную культуру.

С этим мнением согласен житель Набережных Челнов Ринат, когда речь зашла о том, примут ли в его семье человека из другого народа:

«У некоторых моих родных реально шок возникает, если среди родственников появляются люди других наций. До 80-х годов у нас вообще не было родственников других национальностей. Началось все с выхода замуж за украинца дочери моего двоюродного дяди. Понимаете, все это в нас так глубоко сидит. И самый большой страх родителей — что внуки не будут идентифицировать себя как татары. Они в большинстве своем готовы принять в свой круг татарина-кряшена (у нас есть такие примеры в роду), чем мусульманина другой национальности. Пожалуй, более-менее безболезненно татары могут принять в семью только башкира, так как разница невелика. Уже с казахами она намного более значительна».

Этому мнению вторит уроженка Казани Фания: 

«У нас боятся, что если татарка вышла замуж за русского, то все, дети стали русскими. Или наоборот, взял в жёны татарин русскую, то же самое, — дети стали русскими. Девушка замуж выходит не только на своего мужа, а за все семью. Должны ещё родные ее принять не только для вида, а на самом деле».

2. Вторая причина состоит в том, что каждый народ имеет множество культурных и национальных особенностей (о чем мы сказали выше). Это чревато постоянными разногласиями и конфликтами в семейной жизни – к примеру, о том, сможет ли жена работать, будет ли муж помогать с ведением хозяйства, кто будет распоряжаться семейным бюджетом, как правильно воспитывать детей и т. д.

Что же касается положительных сторон таких межнациональных союзов, то обычно выделяют следующие: межэтнические союзы способствуют сближению национальных культур, воспитывают терпимость в обществе к другим обычаям. Тем более, многие психологи считают, что главное для крепкого брака – это общность интересов, умение прощать обиды и взаимное доверие между супругами. Так что, если в семье оба супруга искренне привержены религии, им будет не так сложно ужиться, даже если они происходят из разных народов.

С этим мнением согласна уроженка Ингушетии Аминат: 

«В том, чтобы жениться на своих, есть доля здравого смысла. Но если говорить о действительно соблюдающих мужчинах, многие из них, наоборот, предпочитают брать в жены новообращенных мусульманок – русских или украинок, им нравится, что они искренне пришли к вере и стремятся ее соблюдать не формально, не по традиции – не потому, что «так делала бабушка». Сколько я знаю таких семей – где люди искренне привержены религии, там живут хорошо, несмотря на разное происхождение и воспитание».

Когда выбор спутника жизни из другого народа неизбежен?

Теперь хочется более подробно остановиться на ситуации, когда межнациональный брак практически неизбежен. Это касается ситуации, когда человек, чьи предки исповедовали какую-то другую религию, принимает ислам. Поскольку новообращенных русских или украинцев все-таки еще очень мало – по сравнению с христианами – им будет трудно найти себе спутника жизни в своем народе. Особенно это касается женщин-мусульманок, которым религия запрещает выходить замуж за мужчину-немусульманина. Поэтому им поневоле придется искать жениха среди т. н. «этнических мусульман»: татар, башкир, чеченцев, таджиков, узбеков и иных мусульманских народов, – что влечет за собой определенные трудности: их могут не принять родственники, им будет трудно преодолеть национальный и культурный барьер, вызванный различием в происхождении и воспитании.

Если касаться конкретных примеров из жизни, то они могут как подтвердить, так и опровергнуть возможность таких союзов.

Уроженка Дагестана Марьям лежала в московской больнице на сохранении по беременности. Ее соседкой по палате оказалась русская девушка Света, которая увидев, что перед ней мусульманка, рассказала ей свою грустную историю. На работе они познакомились с молодым дагестанцем Муслимом. Молодые люди полюбили друг друга и решили заключить брак. Сначала они жили в Москве, затем вернулись в Махачкалу на родину мужа. Брак был счастливым, Светлана – чтобы сделать приятное мужу – даже согласилась принять ислам и надела хиджаб. У них родился ребенок, — казалось, все было прекрасно. Но через несколько лет случилось несчастье – Муслим погиб в автомобильной аварии. После этой трагедии жизнь Светы круто изменилась – родные мужа, которые никогда не были особенно рады русской невестке, резко отказали ей в помощи. Ей пришлось вернуться домой, к родителям. До сих пор никто из семьи ее мужа не поинтересовался судьбой собственного внука, хотя родители мужа знают, где она живет.

Уроженец Саратова, татарин Марат вырос в семье, где никто не был особенно религиозным. Родители, разумеется, хотели, чтобы сын взял в жены татарскую девушку, поэтому Марат, — скорее, чтобы сделать приятное родным, а не по взаимной любви — взял в жены дочку старых друзей семьи. Через несколько лет оказалось, что одной общности происхождения и национальности для счастливого брака мало, Марат и Гульнара оказались совершенно чужими друг другу людьми. Последней каплей стал открытый интерес Марата к религии предков. Когда он начал читать намаз, стал отказываться от спиртного на семейных праздниках и начал употреблять только халяльную пищу – его жена, испугавшись «фанатизма» мужа, попросила развод и вернулась домой к родителям. Через несколько лет после развода, когда Марат вновь задумался о семейной жизни, он решил, что будет выбирать жену по общности убеждений и интересов, а не по национальности. Такой девушкой оказалась русская мусульманка Настя. Ислам она приняла задолго до встречи с Маратом, но все знакомства с потенциальными женихами – по разным причинам — заканчивались неудачно. Уже после первых встреч Марата подкупил открытый характер Насти, ее искренняя вера и строгое соблюдение религии. Воспитанный, религиозный и трудолюбивый Марат также произвел сильное впечатление на Настю – именно такого человека она искала всю жизнь. Молодые люди заключили никях и начали строить семейную жизнь. Родные Марата тоже постепенно полюбили русскую невестку – тем более, что Настя старается учить татарский язык и проявляет уважение к обычаям семьи мужа.

Как быть счастливым в межнациональном браке?

Итак, как уже мы сказали – в нашем обществе существуют диаметрально противоположное отношение к бракам между людьми из разных народов. Кто-то относится к этому спокойно, считая, что если супругов будет объединять общее мировоззрение и взаимное доверие, то они найдут общий язык. Кто-то наоборот, резко отрицательно подходит к этому вопросу, считая, что национальные особенности супругов или неприятие родственников рано или поздно разрушат такой брак.

И напоследок, несколько советов молодым людям и особенно девушкам, которые собираются заключить брак с человеком из другого народа.

Существует распространенное утверждение, что «в Исламе нет национальностей». Оно справедливо только в том смысле, что наша религия не делит людей на народы, все люди равны перед Аллахом. Однако, как сказано в Кyр`ане, Всевышний создал людей «народами и племенами», а каждый народ имеет свои традиции и особенности, которые нельзя игнорировать, особенно они могут быть важны в семейной жизни.

Чтобы потом не оказаться в сложной ситуации, заранее поинтересуйтесь у будущего мужа — как у его народа устроена семейная жизнь, какие обязанности у мужа, а какие – у жены. Например, сможете вы работать или учиться после свадьбы, как часто в дом приходят гости, будет ли он помогать вам в домашней работе, будете ли вы жить с его родителями или отдельно, и тому подобное.

У многих мусульманских народов большое значение имеет мнение родителей при выборе спутника жизни. Поэтому, чтобы ваш брак сложился удачно, постарайтесь понравиться родным мужа — проявляйте интерес к языку, традициям, обычаям вашей будущей семьи (к примеру, научитесь готовить какие-то национальные блюда). И желательно, чтобы это было сделано искренне, а не для вида.

Если вы видите, что родные вашего молодого человека категорически против вашего брака, есть смысл подумать – а стоит ли продолжать ваши отношения и входить в семью, где вам откровенно не будут рады.

И, конечно, уповайте на Всевышнего: если вам и данному молодому человеку суждено быть вместе, никакие национальные барьеры и обычаи вам не помешают соединиться, и наоборот, если он – не ваша судьба, вы вместе не будете, несмотря на все усилия с вашей стороны.

Пусть Всевышний даст всем богобоязненных супругов и поможет создать гармоничные отношения в семье.

 

Анна Кобулова

По материалам: http://annisa-today.ru/

Комментарии Вход