Миссия Мухаммада ﷺ на примере Вахши
Любой человек осознанно или нет, но ищет себе идеал для подражания. Для мусульман же примером является Посланник Всевышнего ﷺ. В Кyр`ане сказано (смысл):
«Воистину, в Посланнике Аллаха ﷺ для вас наилучший пример» [1].
Эту статью мы посвятим одному из сподвижников Пророка ﷺ и обратим внимание на те особые качества, что были присущи как самому Пророку ﷺ, так и его асхабам. С одной стороны, откроем для себя великодушие и пророческую опеку Посланника Божьего ﷺ, распространяющиеся на всех, даже на тех, кто нанёс ему личную боль, а с другой – осознание сподвижником пагубности совершённого поступка и поиск путей его искупления. Но прежде хочу напомнить хадис.
Пророк ﷺ изрёк:
«Соприкасаясь в делах или словах с моими сподвижниками, бойтесь Аллаха! Не оскорбляйте их и после меня! Кто их любит, тот подтверждает свою любовь ко мне. Кто же испытывает к ним неприязнь, то это – от неприязни ко мне. Кто причинит им «боль», тот причинит её и мне. Кто же причинит боль мне, тот причинит «боль» Самому Всевышнему. Кто же причинит «боль» Всевышнему, тот близок к тому, чтобы Аллах взял его» [2].
О ком же пойдёт речь?
О Вахши ибн Харбе. О том самом человеке, который, будучи неверующим, был нанят для расправы с Хамзой, дядей Пророка ﷺ, являвшимся также его молочным братом. До принятия Ислама, Хамза был известен как охотник на львов. Он был столь могуч, что даже львы содрогались от его вида. Однажды, по возвращении в Мекку из долгого путешествия по пустыне, он предстал перед Пророком ﷺ и произнёс:
«Будучи в пути, обозревая широту пустыни и великолепие природы, я понял, что Бог не может вместиться лишь меж четырьмя стенами [3]. Его величие невозможно объять».
Когда до мекканцев дошли слухи о том, что Хамза занял место рядом с сахабами, то есть принял Ислам, их охватили страх и недоумение. Теперь никто не мог подступиться к Посланнику Аллаха ﷺ, ведь рядом с ним теперь был Хамза (да будет доволен им Аллах).
Вахши же, прославленный метким метанием копий, был послан, чтобы уничтожить этого «льва Ислама» во время битвы при Ухуде. Плата за осуществление этого замысла была крайне важна и дорога для Вахши – освобождение из рабства. Сам Вахши так рассказывал об этом:
«Когда мы достигли горы Ухуд и разгорелся бой, единственной моей целью был Хамза. Его нетрудно было отличить в толпе людей. Ведь на его чалме красовалось белое перо страуса – признак отваги и мужества. Через некоторое время я заметил его. Прячась то за камнем, то за деревом, пытался выбрать подходящий момент, чтобы поразить его своим копьем. Перед Хамзой предстал всадник из числа курайшитов по имени Сиба ибн Абдуль-узза. Когда Хамза сразил его мечом и тот упал с коня наземь, я выбрал момент и метнул копьё. Попав в живот, оно прошло насквозь. Сделав два шага в моём направлении, он упал замертво» [4].
Хамза! Как много это имя значит для каждого мусульманина! На протяжении всей своей жизни всему, помимо Всевышнего, он говорил «Ля» [5]! И даже в момент смерти, когда копьё вонзилось в его тело, он олицетворял собой большое «Ля» – Нет!
Как вы знаете, тела отдавших свои жизни ради веры не омываются, но тело Хамзы было омыто. Оно было омыто слезами Пророка ﷺ, которые более ценны, чем воды райских рек. Посланник Господа Миров ﷺ сидел рядом с телом Хамзы, безжалостно изуродованным, и плакал как маленький ребёнок.
День за днём пророческая миссия распространялась среди людей, и с каждым часом ряды мусульман пополнялись. Через несколько лет после битвы при Ухуде, была освобождена Мекка. Вахши ничего не оставалось делать, как бежать. Он укрылся в Таифе.
Что же произошло далее?
Существует два риваята (повествования) о том, как Вахши принял Ислам и занял своё место среди сподвижников. В одном из них упоминается, что Вахши сам пришёл к Посланнику Всевышнего ﷺ, признав его пророческую миссию, в другом – что Пророк ﷺ направил к нему послание, призывая принять Ислам. Однако, Вахши с одним из направлявшихся в Мекку отправил обратное письмо. В нем был аят:
«[И истинно верующие – это те], которые наряду со Всевышним не взывают к другим божествам и не лишают жизни душу, которую Аллах сделал запретной для убийства, кроме как имея на то право, и те, что не прелюбодействуют. Кто же совершает это, встретит возмездие за содеянное. В День Воскресения наказание удвоится ему, и будет он навечно в аду унижен» [6].
Под этим аятом Вахши написал:
«Ты призываешь меня стать мусульманином, однако, я совершил все грехи, что упомянуты в этом аяте. Я жил в неверии, поклонялся идолам, прелюбодействовал и убил близкого тебе человека – твоего дядю. Разве может быть прощен такой, как я?»
Посланник Всевышнего ﷺ в ответ направил второе письмо со следующим аятом:
«Поистине, Господь не простит придание в равные Ему других божеств. И прощает все грехи, кроме этого, тем, кому пожелает. Тот же, кто в сотоварищи Аллаху возносит другие божества - творит наивысший грех»[7].
На это послание Вахши ответил, что в аяте прощение не гарантировано, оно оставлено на суд Всевышнего и Его волю.
Тогда Пророк милости и сострадания, Пророк милосердия и великодушия ﷺ отправил третье письмо, в котором процитировал аят:
«Скажи: «О рабы Мои, против самих же себя преступившие рамки дозволенного! Не теряйте надежду на милость Аллаха. Поистине, Он прощает все грехи. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный» [8,9].
Только после этого, третьего письма Вахши предстал перед Пророком ﷺ и присягнул ему на верность. Теперь и он стал в числе сахабов. Но ни он, ни кто-либо другой не могли забыть совершённого им преступления. Ведь он убил дядю Пророка ﷺ – Хамзу… И как-то раз Посланник Всевышнего ﷺ обратился к Вахши со словами:
«Если можешь, не появляйся мне на глаза».
Но разве возможно, познав счастье общения с Посланником Всевышнего ﷺ, подтвердив его пророческую миссию и увидев в нём качества, присущие лишь пророкам, быть лишённым возможности видеть и общаться с этим человеком? Клянусь Всевышним, невозможно! Но, склонив голову перед просьбой Пророка ﷺ, Вахши ничего не оставалось делать.
Всякий раз Вахши издалека старался разглядеть улыбку Пророка ﷺ, обращённую в его сторону. Тайком он пытался поймать его взгляд. Каждую минуту, каждую секунду Вахши был в ожидании, когда же Пророк ﷺ обратится к нему со словами:
«Теперь ты можешь появляться мне на глаза»[10].
Но этого так и не произошло. В один из дней донеслась весть: «Посланник Всевышнего ﷺ покинул сей мир». С заходом солнца Гордости Вселенной ﷺ ушло и солнце Вахши. Всё как будто покрылось тьмой. В его глазах всё почернело. Ведь он не услышал и больше никогда не услышит позволения Пророка ﷺ предстать перед ним…
Все последующие дни Вахши провёл в ожидании случая, когда он сможет искупить тот грех, что совершил несколько лет назад, убив Хамзу. За этот грех в День Великого Суда с него не было бы спроса, ведь он был совершён до принятия Ислама. Как мы знаем: «Принятие Ислама стирает все грехи, совершённые до этого». Но уровень понимания сахабов – особый. Осознание пагубности совершённого не давало покоя Вахши. Подобно маленькому угольку, оно тлело в сердце сподвижника, искавшего эликсир прощения, чтобы погасить его.
И этот день настал. Объявился лжепророк Мусайляматуль-кяззаб, собравший вокруг себя некоторые непокорные племена. Объявив себя пророком, этот несчастный не понимал, что этим он на все века лишь провозглашает: «О Мухаммад ﷺ, воистину, ты – посланник Аллаха ﷺ». Ведь Пророк Мухаммад ﷺ незадолго до своей смерти оповестил:
«Не наступит Конец Света, пока не появятся лжецы. Их число будет близко к тридцати. Каждый из них будет утверждать, что он – посланник Всевышнего»[11].
Праведный халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) направил мусульманское войско во главе с Халидом ибн Валидом для пресечения возникшей смуты. Услышав об этом, Вахши себе сказал: «Клянусь Аллахом, это твоя возможность. Не упусти её!». И занял место среди мусульманских воинов. В руке же у него было уже заржавевшее копьё, то самое копьё, которым примерно семь лет назад он сразил Хамзу.
В истории эта битва известна как битва при Ямаме. Когда вспоминаешь о ней, сердце сжимается от скорби. С этой битвы не вернулось большое число сподвижников. Как образно отмечают историки: «С каждым вращением меча слетала голова одного из хафизов»[12]. Бой был очень тяжёлым. В какой-то момент Мусайляма пытался бежать. Был услышан голос: «Вот он – Божий враг Мусайляматуль-кяззаб». Вахши был уже рядом. В его руке было копьё. Выждав нужный момент, он пронзил Мусайляму. Обрушившись с коня на землю, лжепророк был повержен. В благодарность Господу миров Вахши пал на колени и склонился в земном поклоне. Его глаза были наполнены слезами [13]. Только Всевышнему ведомо, что сходило с его уст в те мгновения. Быть может, он обращался к Пророку ﷺ со словами: «О Посланник Аллаха ﷺ, теперь мог бы я предстать перед тобою?». Посланник Всевышнего ﷺ уже покинул этот мир. Но возможно, в особом измерении и он принимал участие в этой битве среди своих сахабов. И в эти мгновения он говорил:
«Да, теперь ты можешь предстать!».
1) См.: Кyр`ан, 33:21.
2) См.: Ахмад ибн Ханбаль. Фадаиль ас-сахаба [Достоинства сподвижников]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1983. Т. 1. С. 48
3) Имелись в виду идолы, расположенные в здании Каабы.
4) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 342.
5) «Ля» – в арабском языке частица отрицания.
6) См.: Кyр`ан, 25:68, 69. 7 См.: Кyр`ан, 4:48.
7) См.: Кyр`ан, 4:48
8) См.: Кyр`ан, 39:53.
9) См.: Ахмад ибн Ханбаль. Фадаиль ас-сахаба [Достоинства сподвижников]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1983. Т. 1. С. 57, 58.
10) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 345.
11) См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 1288.
12) Хафиз – хранитель Кyр`ана, человек, знающий весь его текст наизусть.
13) См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 345, 346.
Ильдар Аляутдинов, имам-хатыб Московской Соборной мечети
По материалам: http://islamdag.ru/