Мнения о нарушении омовения после сна
В ожидании наступления времени очередного намаза верующий, который уже совершил тахарат (вуду), может задремать или уснуть. Если это произойдёт, то как быть – следует обновить омовение или же сразу после пробуждения допустимо совершить молитву?
По этому вопросу среди исламских учёных возникло аж шесть точек зрения.
Мнение №1
…И оно гласит, что сон не нарушает обряд ритуального очищения ни при каких обстоятельствах. Здесь подразумеваются абсолютно все ситуации, когда человек спит. Даже если речь идёт о глубоком сне, то вуду не нарушается. Такой точки зрения придерживались, например, сахаб Абу Муса аль-Ашари (р.а.) и один из наиболее авторитетных табиинов Медины Саид ибн Мусаййиб.
Доводом здесь может служить хадис, где сообщается, что сподвижники Пророка ﷺ, когда ожидали время намаза, спали, а у некоторых из них даже висели головы в наклоне, но после пробуждения они не обновляли малое омовение (Абу Дауд). В хадисе, который привёл ат-Тирмизи, говорится, что один из них даже храпел. В одной из версий упомянутого хадиса уточняется, что некоторые сахабы даже ложились на бок, а после не совершали тахарат заново.
Ещё одним доказательством здесь может служить история, произошедшая с Абу Мусой аль-Ашари (р.а). Однажды этот сподвижник заснул, а проснувшись уточнил у присутствовавших, заметил ли кто-нибудь, чтобы он совершил что-то нарушающее омовение (имеется ввиду газоиспускание или выделение мочи). На что люди ответили отрицательно. Тогда сахаб встал на молитву (Ибн Абу Шейба).
Мнение №2
Табиин Хасан аль-Басри и учитель имама аль-Бухари Исхак ибн Рахавайх считали, что сон делает вуду недействительным в любых случаях. Свою позицию они объясняют тем, что во время сна, независимо от степени его глубины, человек впадает в хадас – состояние, которое требует повторного ритуального очищения. Ведь человек может, например, испустить газы, сам того не ведая.
Кроме того, упоминается следующий хадис:
«Пророк ﷺ призывал делать масх в течение троих суток во время пути, а также одного дня, когда верующий пребывает в своей местности, и не снимать носки по причине справления нужды как малой, так и большой, а также сна» (ат-Тирмизи).
Соответственно, упоминание сна, наряду со справлением нужды, указывает на то, что все эти факторы требуют обновления тахарата.
Здесь также стоит привести слова сахаба Анаса ибн Малика (р.а.): «Почувствовавший сон, вне зависимости от его положения, должен совершить своё вуду» (Ибн Мунзир).
Приверженцы такой точки зрения прибегают и к сравнению сна с потерей сознания, а она, в свою очередь, нарушает тахарат по единогласному мнению алимов.
Мнение №3
Сторонники этой версии, к которым относились имамы Малик и Аузаи, полагали, что малое омовение необходимо повторить тем, кто спал в течение длительного времени. Если же сон был кратковременным, то вуду действительно.
В качестве далиля при этом приводится высказывание сахаба Ибн Аббаса: «Поспавшему следует обновить вуду, за исключением случаев, когда он сделал один или два кивка головой» (Абдурразак).
Мнение №4
Эта точка зрения заключается в том, что не стоит брать тахарат тому, кто заснул в положении, присущем намазу (сидение, суджуд и т.д.). Так считали ханафитские богословы.
Доказательством в поддержку такого подхода для них служат следующие хадисы:
«Заснувший в суджуде не обязан обновлять вуду, пока не окажется в лежачем положении, а если это случится, то его тело будет расслаблено» (Ахмад);
«Как-то раз Милость миров Мухаммад ﷺ спал, будучи в суджуде, а после пробуждения продолжил намаз» (ат-Тирмизи).
Но здесь стоит подчеркнуть, что некоторые алимы выделяли в числе факторов, не портящих омовение, только сон в состоянии руку или суджуда. Они заверяли в том, что в данных положениях тела сложнее нарушить тахарат, чем в других.
Мнение №5
Согласно ему, сон не портит вуду только в том случае, если верующий заснёт во время совершения молитвы. Доводом здесь приводится упомянутый в предыдущем пункте хадис, но его истолковывали по отношению в целом к намазу, а не к конкретным его положениям.
Мнение №6
На взгляд ряда учёных (таких как ас-Саури и аш-Шафии), а также сахаба Ибн Умара (р.а.), омовение не нарушится, если мусульманин уснёт сидя. Сторонники этой версии полагали, что в таком положении человеку сложно испустить газы, а значит, его ритуальная чистота сохраняется даже если он спал долго.
В подтверждение можно упомянуть Абу Умаму, который погружался в сон в сидячем положении, а после молился, не обновляя тахарат (Абу Ибн Шейба). Хотя в этом ключе некоторые богословы приводили условие, чтобы человек во время сна не падал или не облокачивался на что-либо, иначе вуду станет недействительным.
А Аллаху известно лучше!
По материалам: https://islam.global/