Можно ли играть свадьбу в месяц Мухаррам?

19 июль 2024 335 0
Режим чтения

Мухаррам – это первый месяц года по мусульманскому летоисчислению. В арабском языке само название месяца происходит от слова «харам» и в буквальном переводе на русский означает «запретный». Возможно, отсюда и исходят предположения людей о различных запретах, связанных с этим месяцем.

На самом деле и в доисламскую эпоху Мухаррам считался священным месяцем, в течение которого было запрещено начинать войны, вести военные действия и проливать кровь. Отсюда он и получил своё название – Мухаррам (запретный).

После появления Ислама месяц Мухаррам наряду с другими запретными месяцами – Зуль-Каада, Зуль-Хиджа и Раджаб – сохранил свою значимость и величие, но, согласно наиболее распространённому мнению, запрет на военные действия в эти месяцы был отменён, хотя есть другое мнение, что действие запрета на войну в запретные месяцы не был отменён.

О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Священном Кyр`ане и Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). За поклонение и другие благодеяния верующий в эти месяцы получает больше награды, чем в обычные месяцы.  В этом плане особо отличаются первые 10 дней месяцев Зуль-Хиджа и Мухаррам.

Точно так же за злодеяния в запретные месяцы человеку записывается больше греха, чем за злодеяния в обычные месяцы, так же, как и грех, совершённый на территории Запретной мечети Аль-Харам, усугубляется в разы.

От ‘Али ибн Абу Тальхи (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) по поводу аята о запретных месяцах (сура Ат-Тавба: 36) сказал:

فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ فِي كُلِّهِنَّ ثُمَّ اخْتَصَّ مِنْ ذَلِكَ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ فَجَعَلَهُنَّ حَرَامًا وَعَظَّمَ حُرُمَاتِهِنَّ وَجَعَلَ الذَّنْبَ فِيهِنَّ أَعْظَمَ والعمل الصالح والأجر أَعْظَمَ

«То есть не поступайте несправедливо во все месяцы года. А затем Всевышний Аллах отметил четыре месяца, сделал их запретными и возвеличил их святость так, что совершённый в эти дни грех усугубляется так же, как увеличивается совершённое в них благодеяние и награда» («Тафсир Ат-Табари», 16696; «Тафсир Ибн Касир», 4/130)

Поэтому каждый верующий должен стараться совершать в месяц Мухаррам как можно больше поклонения и благих дел, особенно в первые десять дней. Если мы проведём первый месяц года в богослужении и благих деяниях, есть надежда, что его баракат распространится и на остальные месяцы года.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَفْضَلُ الصِّيَامِ، بَعْدَ رَمَضَانَ، شَهْرُ اللهِ الْمُحَرَّمُ، وَأَفْضَلُ الصَّلَاةِ، بَعْدَ الْفَرِيضَةِ، صَلَاةُ اللَّيْلِ

«После месяца Рамадан лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва» (Муслим, 1163)

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

  وَمَنْ صَامَ ‌يَوْمًا ‌مِنَ ‌الْمُحَرَّمِ فَلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ ثَلَاثُونَ يَوْمًا

«Тому, Кто постится один день месяца Мухаррам, за каждый день поста воздастся награда, как за тридцатидневный добровольный пост» (Табарани, «Аль-Му‘джам ас-сагир», 963)

Что касается проведения свадьбы, совершения акта бракосочетания или сватовства в месяц Мухаррам, то с точки зрения Ислама в этом нет ничего предосудительного. Во всём этом нет нежелательности и тем более запрета.

Заключать акт бракосочетания и проводить свадьбу или сватовство можно в любое время года, кроме случая, когда непосредственные участники акта бракосочетания находятся в фактическом состоянии ихрама (вступили в паломничество). Следовательно, для мусульман нет ограничений при выборе времени для заключения никаха и проведения свадьбы.

Доводом в пользу дозволенности этого является отсутствие в шариате указания на его запрет. Ведь шариатское правило, относительно которого имеется единогласие среди учёных-богословов, гласит, что по умолчанию в обычных делах действует принцип дозволенности, если в источниках шариата нет указания на их запрет.

Имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Ашбах ва ан-назаир фи каваид аль-фикх аш-шафи‘ия» пишет об этом следующее: «Основой всякой вещи/дела является дозволенность, пока довод (далиль) не укажет на его запрет».

Следовательно, если в Священном Кyр`ане, Сунне Пророка ﷺ, иджме (единогласном решении учёных Ислама), киясе (вынесении решения по аналогии), в словах сахабов и табиинов нет ничего, что указывает на запрет жениться в месяце Мухаррам, то по шариату относительно этого вопроса выносится решение о дозволенности.

Также учёные-богословы единогласны относительно дозволенности жениться и проводить свадьбу в месяце Мухаррам. Как минимум они единогласны в молчании относительно запрета этого, ибо мы не можем найти среди ранних и поздних учёных из числа сахабов, табииинов, имамов мазхабов и их последователей до наших дней ни одного учёного, который считал бы запретной или хотя бы нежелательной женитьбу, сватовство или проведение свадьбы в месяце Мухаррам.

Месяц Мухаррам является одним из высокочтимых месяцев Всевышнего Аллаха, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в вышеприведённом хадисе сказал: «После месяца Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам».

Поэтому месяц, который Всевышний приписал себе и пост в котором сделал вознаграждаемым выше, чем в другие месяцы, достоин того, чтобы в нём искали баракат в делах бракосочетания, а не боялись женитьбы и других мероприятий, связанных с ней.

Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая в ан-нихая» пишет следующее: «Имам Аль-Байхаки передал из книги "Аль-Ма‘рифа" Абу ‘Абдуллаха ибн Мандаха, что ‘Али ибн Абу талиб (да будет доволен им Аллах) женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах) через год после хиджры и привёл её в свой домой через год после этого. Из этого вытекает, что супружескую жизнь с ней он начал в начале третьего года по мусульманскому летоисчислению».

Можно привести и другие мнения учёных по этому вопросу, но очевидно, что ни один учёный не считал запретной женитьбу и проведение свадьбы в месяце Мухаррам, и этого достаточно, чтобы считать дозволенной свадьбу в месяц Мухаррам. Поэтому воздерживаться от женитьбы в месяц Мухаррам неправильно.

 

Мухаммад Султанов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход