Можно ли украшать дома в Рамадан...
Из разряда удивительных фетв: запрет вешать лампы и фонари в месяц Рамадан.
В эти дни среди людей распространяются фетвы о том, что запрещено вешать (использовать) лампы и фонари, что в свою очередь является выражением радости по случаю наступления месяца Рамадан. Сами же фетвы не опираются на научный подход, а всего лишь основываются на неверном понимании понятия «нововведение» и опираются на сектантские наваждения. Так в некоторых фетвах сообщается, что первыми, кто стал использовать эти лампы, было государство Фатимидов, и поэтому их нельзя использовать, чтобы в этом не было им уподобления.
Однако этот запрет не имеет никакого основания. Использование фонарей и ламп в месяц Рамадан относится к категории обычаев, и они предназначены для выражения радости по случаю наступления священного месяца. Обособление же Рамадана использованием фонарей сродни тому, что Рамадан выделяют приготовлением разного рода блюд и напитков, и нет в этом никакой связи с Сунной и нововведением. Что же касается утверждения, что якобы Фатимиды первыми стали использовать эти лампы, то оно не соответствует действительности. Но даже если и допустить, что они положили этому начало, то это не может являться обоснованной причиной запрета. Эта отправная точка запрета не используется разумными людьми, не говоря уже об ученых.
К большому сожалению мы вынуждены опровергать подобного рода фетвы. Мы скажем им: Фатимиды первыми построили университет аль-Азхар, но разве по этой причине оживление его знаниями и поклонением будет запретным?!
Я не исключаю факт того, что некий глупец станет проводить параллель между распространением знаний и оживлением аль-Азхара и использованием ламп и фонарей для Рамадана. К тому же обособление Рамадана использованием ламп и освещения является сунной Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), так как он впервые ввел такую практику в мечетях. К ночной молитве и к таравихам свет фонарей становился больше, что послужило причиной тому, что у людей оставались особые воспоминания и впечатления, связанные с месяцем Рамадан.
Разными путями передач сообщается, что когда Али (да будет доволен им Аллах) в ночи Рамадана видел в мечетях сияющие фонари, то говорил:
نوّر الله لعمر بن الخطاب كما نور مساجد الله
«Пусть Аллах озарит Умара ибн аль-Хаттаба подобно тому, как он озарил дома Аллаха».
Сообщил Аль-Азруки (ум. 250 г.х) и Аль-Факихи (ум. 272 г.х) в книге «Ахбару Макка» (2/98-204), а также Аль-Фаси в книге «Шифауль гъарам би ахбари аль-баляд аль-Харам» (1/313), что Заповедная мечеть (Аль-Харам) в месяц Рамадан выделялась использованием большого количества ламп и люстр. В месяц Рамадан Запретная мечеть сияла сильнее, чем в остальное время и в остальные праздники. К тому же имамы аль-Азруки и аль-Факихи умерли до возникновения Фатимидской династии.
Те, кто вынес эту отвратительную фетву, в действительности ограничили жизнь людей и на основе своих страстей запретили людям то, что не запретил Аллах. Мы просим у Аллаха защиты от невежества и чрезмерной крайности.
Шейх Хатим аль-Ауни
По материалам: https://darulfikr.ru/