Мусульманка обязана быть образованной

04 июнь 2020 3489 0
Режим чтения

Ислам призывает верующих к знаниям. В Кyр`ане говорится:

«Скажи, равны знающие и не знающие? Лишь только обладатели здравого ума приемлют знамения и наставления» (Сура «аз-Зумар», 39 / 9).

 

Всевышний повелевает:

«Скажи: «О, Господь мой! Умножь моё знание!» (Сура «Та Ха», 20 / 114)

«Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 28)

Миссия Пророка Мухаммада состояла в том, чтобы довести до людей истинные знания, переданные Всевышним. Откровения стали ниспосылаться с повеления «Читай».

Это обращение относится и ко всем последователям Пророка , так как стремление к знаниям является обязанностью каждого верующего.

Все мусульмане, как мужчины, так и женщины, должны стремиться получать знания. Это считается самым ценным приобретением (Тирмизи, «Зухд», 14). В хадисе сказано о тех, кто вышел в путь для их получения: они будут стоять на пути Аллаха до возвращения (Тирмизи, «Ильм», 2). При этом необходимо просить защиты Всевышнего от бесполезных знаний.

Пророк проводил уроки в мечети ан-Набави. Его сподвижники приходили туда учиться Исламу и спросить совета о решении своих насущных проблем. Услышанное они передавали своим домашним (Бухари, «Ильм», 26). Сахабы следовали хадису:

«Если вы услышите от меня хотя бы один аят, призывайте к нему!»;

«Достойно наставляйте своих жён» (Бухари, «Анбия», 1).

Сподвижники осознавали всю ответственность за семью перед Аллахом, которая возложена Кyр`аном:

«О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6).

Посланник Аллаха сам показывал пример. После ниспослания аята:

«Увещевай своих ближайших родственников» (Сура «аш-Шуара», 26 / 214)

он созвал всех своих родственников, среди которых были его дочь Фатима и тётя Сафия. Он велел им быть готовыми к Судному Дню и будущей жизни (Бухари, «Васайа», 11; Муслим, «Иман», 351).

Ислам признал важность и ценность женщин. Мусульманки поверили в себя и стали понимать, что им необходимы знания. Впервые открыто и осознанно об этом заговорили жительницы Медины. Пророк был для них авторитетом во всех делах, покровителем и защитником, а также поощрял их стремление учиться. Если раньше мусульманки получали знания, задавая своим мужьям вопросы, то со временем этого стало им недостаточно. И тогда одна из мусульманок попросила:

«О, Посланник Аллаха! Мужчины получают пользу от ваших наставлений. Мы же не имеем возможности оставить свои дома, заботы и обязанности, чтобы прийти к вам. Было бы прекрасно, если в определённый день недели мы могли приходить и учиться у вас».

После этого Пророк назначил время, и после этого мусульманки приходили на урок, организованный специально для них (Бухари, «Итисам», 9).

Мусульманки Медины не упускали возможности услышать ответы на интересующие их вопросы из уст Пророка , рассказать ему о своих проблемах. Он был внимателен к их просьбам и уделял столько времени, сколько было необходимо (Абу Давуд, «Адаб», 12).

В одном из хадисов описывается случай, который послужил причиной ниспослания суры «Муджадаля». Однажды к Пророку пришла Хауля бинти Саляба, которая сетовала на желание мужа развестись с ней:

«О, Посланник Аллаха! Авс взял меня в жёны, когда я была молода и привлекательна. Я во всём ему помогала и растила наших детей. Когда же моя молодость угасла, он оставил меня. Как мне вернуть моего мужа? О, Аллах, я жалуюсь Тебе!»

После этой горячей просьбы о помощи были ниспосланы первые четыре аята суры «Муджадаля» (Мухтасар ибн Касир, 3 / 480).

Мусульманки столь искренне желали жить в соответствии с повелениями Ислама и доверяли Пророку настолько, что не стеснялись задавать ему вопросы о физиологии женщин и гигиене тела. Айша (радыяллаху анха) восхищалась подобной смелостью мусульманок Медины:

«Как прекрасны женщины Медины! Чувство стыдливости не является для них препятствием в изучении Ислама» (Муслим, «Хайд», 61).

Женщины получали знания о Всевышнем, о пророках, о нравственности, о правах и обязанностях. Расулюллах разъяснял им смысл аятов Кyр`ана. В одной из бесед он коснулся темы воспитания девочек и сказал:

«Хорошее воспитание, данное женщиной трём дочерям, станет для неё защитой от ада».

Одна из мусульманок спросила:

«А если будет две дочери?»

Посланник Аллаха подчеркнул:

«И две дочери тоже».

Вопросы воспитания девочек были особенно важны, ибо в ту пору в обществе дочери считались бременем и позором. Пророк искоренял это ошибочное представление.

Супруги сахабов часто приходили в мечеть, чтобы получить знания. Одна мусульманка часто слушала суру «Каф» из уст Пророка и выучила её наизусть. Он велел мужчинам не препятствовать жёнам посещать мечети в любое время суток:

«Не запрещайте женщинам, верующим в Аллаха, бывать в мечети» (Муслим, «Салят», 136).

Посланник Аллаха разъяснял смысл ниспосылаемых аятов Кyр`ана. К этим собраниям присоединялись и женщины, которые задавали интересующие их вопросы (Бухари, «Ильм», 41). Эта традиция сохранилась и в период правления четырёх праведных халифов. Во времена Пророка женщины в мечети совершали пятикратный намаз, участвовали в джума и праздничных намазах, при этом мужчины размещались в передних рядах, а женщины — позади. Поначалу мусульманки входили в мечеть через любую дверь, а позднее из-за скопления мужчин и женщин при входе и выходе Пророк повелел определить для мусульманок отдельную дверь. В наше время она называется бабу-н-ниса, «дверью для женщин» .

Исламские знания — это источник мира в душе, залог семейного благополучия и счастья. Мусульманка должна знать основы религии и постоянно заниматься самообразованием, потому что «в убытке находится тот, чьи два дня равны друг другу». Ислам требует от мусульманки широкого кругозора, базовых знаний по всем темам. Роль матери, супруги, хранительницы домашнего очага требует практических знаний. Чтобы содержать дом в чистоте и порядке, вовремя и вкусно приготовить пищу, женщины должна быть «профессионалом в своём деле»: необходимо обладать многими практическими навыками кулинарного мастерства, шитья, оказания медицинской помощи, быть учителем, секретарём, психологом . Для мусульманки дом — место приложения сил и умений. Это тоже рабочее место, с той лишь разницей, что женщина сама себе хозяйка и может распоряжаться собой и своим временем, делать всё с душой и любовью для своих любимых, при этом получая саваб.

Обязанность мусульманки — быть достойной рабой Всевышнего и хранительницей семейного очага. Однако по Воле Всевышнего есть женщины, которым не суждено выйти замуж или иметь детей. У каждого человека свой экзамен на этом свете. Зная, что во всем происходящем есть благо для верующего, мусульманкам нельзя отчаиваться и посвящать жизнь печалям и скорби.

Материнство — не единственная роль мусульманки в обществе. Найти свою стезю, профессию, суметь реализовать свои умения и способности — это ещё одна возможность делать добро, развиваться духовно и интеллектуально. Знание лишь украсит её жизнь, предоставит возможность заработать саваб, помогать себе и другим. Если мусульманке нужно работать, то она должна стремиться стать профессионалом. При выборе работы нужно по возможности предпочитать такие места, где нет необходимости частого общения с чужими мужчинами. Мусульманкам подходит занятость в социальной сфере, работа педагога, врача, консультанта, издателя, модельера, художника, воспитателя.

Супруга Пророка Хадиджа (радыяллаху анха)  содержала большой караван и руководила торговлей. Другая его супруга владела мастерской по выделке кожи. Показателен пример Айши (радыяллаху анха), которая по современным меркам имела бы статус учёного-алима. Расулюллах завещал своим сподвижникам учиться у ней религии. При жизни Пророка именно Айша (радыяллаху анха) была одной из тех женщин, которые отличались большой тягой к знаниям. Она старалась узнать как можно больше, и когда слышала нечто новое, переспрашивала до тех пор, пока не усваивала урок.

Айша (радыяллаху анха) стала наиболее сведущей в исламском правоведении, и позже многие знающие мужчины не раз спрашивали её мнения по многим вопросам фикха. Сахаб Абу Муса (радыяллаху анху) рассказывал:

«Не было случая, чтобы Айша (радыяллаху анха) не нашла бы ответ на вопрос, который приводил нас в затруднение».

Айша (радыяллаху анха) передала от Пророка более 2210 хадисов, что говорит о широте её знаний. Также большими познаниями в области хадисов обладали благочестивые жёны Пророка Хавса и Умму Саляма, которые обучали неграмотных чтению, письму и Кyр`ану.

Расулюллах говорил:

«Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное, что представляет собой действительную ценность — это праведная женщина» (Муслим, «Рада», 64).

Мужчина как глава семьи обязан предоставить возможность домочадцам получать и распространять знания по Исламу. Каждая мусульманка должна стараться сделать свой дом школой духовного и интеллектуального развития для себя, своих близких и детей.

 

По материалам: http://www.islamisemya.com/

Комментарии Вход