Награда за терпение
Знание о том, что Господь вместе с терпеливыми и вознаграждает Своих терпеливых рабов, является утешением в бедах и несчастьях (Суры Алю Имран, 3/146; аль-Бакара, 2/153; аз-Зумар, 39/10)
Одно из Прекрасных Имен Аллаха «ас-Сабур», которое означает «очень терпеливый». Кто терпелив, в том есть отражение могущества Аллаха. Это Прекрасное Имя Аллаха Пророк ﷺ объяснял так:
«Никто, кроме Аллаха, не проявляет лучшего терпения при кощунствах язычников, утверждающих, что у Бога есть дети, но, несмотря на это, Он дает им здоровье и посылает пропитание» (Бухари, Адаб, 71)
Райские блага, которые ожидают тех, кто верил и проявлял терпение, так прекрасны, что не оставляют воспоминаний о самых больших трудностях земной жизни. Но и наказания Ада настолько ужасны, что заставляют забыть самые лучшие радости мира преходящего.
Пророк ﷺ рассказывал:
«Человека, который прожил, купаясь в роскоши, и за свои грехи заслужил Ад, в Судный день привели и бросили в огненную геенну. И спросили у него:
– О сын человеческий! Был ли в твоей земной жизни хоть один счастливый день? Был ли ты удостоен благ?
Этот грешник ответит:
– Нет, о Господь! Ничего этого не было.
Привели человека, который прожил в бедности, но заслужил Рай. Его ввели в райский сад и спросили:
– О сын человеческий! Испытывал ли нужду и лишения? Коснулись ли тебя беды и страдания?
Этот человек ответит:
– Нет, о Господь! Не было у меня ни нужд, ни лишений, не было ни бед, ни страданий!» (Муслим, Мунафикин, 55)
Терпение, проявляемое в трудностях, служит духовному возвышению, с также является искуплением грехов.
Как-то Пророк ﷺ пришел в гости Уммус Саибу и спросил у него:
– Что случилось с тобой, о Уммус Саиб?
Тот ответил:
– Я заболел лихорадкой. Да не будет ей добра от Аллаха!
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал ему:
لا تَسُبِّي الحُمَّى فإنها تُذهب خَطَايَا بَنِي آدم كما يذهب الكِيْرُ خَبَثَ الحديد
– Не ругай лихорадку! Нет сомнений в том, что, как кузнечные меха удаляют грязь с железа, так и лихорадка стирает ошибки людей (Муслим, Бирр, 5)
Пророк ﷺ говорил:
مَا يُصِيبُ الْمُسْلِمَ مِنْ نَصَبٍ وَلاَ وَصَبٍ وَلاَ هَمٍّ وَلاَ حَزَنٍ وَلاَ أَذًى وَلاَ غمٍّ حَتَّى الشَّوْكَةُ يُشَاكُها إِلاَّ كَفَّرَ اللَّه بِهَا مِنْ خَطَايَاه
«Все, что случается с человеком, – усталость, постоянные болезнь, волнения, печали, трудности и неприятности, и даже колючка, вонзившаяся в ногу, служат тому, что Аллах прощает его грехи» (Бухари, Марда, 1, 3; Муслим, Бирр, 49)
إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدِهِ الخَيْرَ عَجَّلَ لَهُ العُقُوبَةَ فِي الدُّنْيَا، وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدِهِ الشَّرَّ أَمْسَكَ عَنْهُ بِذَنْبِهِ حَتَّى يُوَافِيَ بِهِ يَوْمَ القِيَامَةِ
«Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает Своему рабу зла, Он не (наказывает) его за грехи, чтобы сполна воздать ему в День воскрешения» (Тирмизи, Зухд, 57/2396; Ибн Маджа, Фитан, 23)
С этой точки зрения, случающиеся болезни и неприятности верующие должны воспринимать как благо. Пророк ﷺ рассказывал:
«Когда раб заболевает, Всевышний Аллах отправляет к нему двух ангелов и приказывает им:
– Обратите внимание на то, что он говорит тем, кто навещает его.
Если больной, когда к нему приходят гости, начинает прославлять Аллаха, ангелы сразу доносят это до Аллаха, который ведает все. Господь повелевает:
– Если Я заберу душу этого раба, Я помещу его в Рай. Если же ниспошлю исцеление, то взамен потерянного веса и крови сотворю для него еще лучшее» (Муватта, Айн, 5)
Самые большие беды и несчастья посылаются пророкам, а потом, в зависимости от степени, – праведным рабам. Среди пророков Посланнику Аллаха ﷺ выпали самые трудные испытания. Абдуллах бин Масʼуд (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я отправился к Пророку ﷺ. У него была лихорадка.
Я сказал:
– О Посланник Аллаха! У тебя действительно приступ лихорадки?
Он ответил:
– Да, я испытываю такие мучения, которые под силу вам двоим.
Я спросил:
– Возможно, чтобы заслужить двойную награду?
– Да, это так! Всякому мусульманину, который накололся на колючку или которого постигло что-нибудь худшее, Аллах обязательно простит его плохие дела, и он освободится от своих грехов, подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» (Бухари, Марда, 3,13,16; Муслим, Бирр, 45)
Мать правоверных благородная Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:
ما رَأَيْتُ أحداً أَشَدَّ عليه الوَجَعُ (المرض) مِن رَسولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عليه وسلَّمَ
«Я не видела никого, кто испытывал бы такие страшные боли, как Посланник Аллаха ﷺ» (Муслим, Бирр, 44; Тирмизи, Зухд, 57/2397)
Саʼд (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я спросил у Пророка ﷺ:
– О Посланник Аллаха! С кем из людей случаются самые тяжелые беды?
Он ответил:
أشَدُّ النّاسِ بَلاءً الأَنْبِياءُ ثمَّ الأَمْثَلُ فالأَمْثَلُ يُبْتَلى الرَّجُلُ على حَسَبِ دِينِهِ فإِنْ كانَ في دِينِهِ صُلْباً اشْتَدَّ بَلاؤُهُ وإنْ كانَ في دِينِهِ رِقَّةٌ ابْتُلِيَ على قَدْرِ دِينِهِ فَما يَبْرَحُ البَلاءُ بالعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي على الأَرْضِ وما عليهِ خَطِيئَةٌ
– С пророками, затем, в зависимости от степени, – с праведными людьми. Человек подвергается испытаниям сообразно своей вере. Если крепкая вера, беды усиливаются. Если вера имеет погрешности, ему ниспосылаются беды в соответствии с его уровнем. Беды цепляются за человека и не отстают до тех пор, пока он не будет ходить по земле безгрешным» (Тирмизи, Зухд, 57/2398; Ибн Маджа, Фитан, 23)
Шейх Мурат Кая аль-Ханафи, из книги: «Ислам – руководство на пути в вечность», стр. 251-253
По материалам: http://islamdinr.ru/