Наставление пятницы: как дать отчет своей душе?
На Земле живёт почти 8 миллиардов человек и 99 % из них живут одним днём или зациклены на прошлом. Но никто из большинства не относится со всей серьезностью к своему будущему – времени, когда дворцы заменит могила, их грязным деньгам на том свете не будет места, их покинут должности, любимые жены, дочери, сыновья, внуки, банкеты и гулянки; всё заменит могила. Это конец, в который они не желают верить.
Поистине, нет на земле людей умнее тех, кто готовится к этому часу, ведь он непременно настанет.
Аллах говорит нам всем в Кyр`ане:
«О верующие, бойтесь Аллаха! И пусть человек посмотрит, что приготовил [какие хорошие поступки] на завтра [к Судному дню]. Бойтесь Аллаха, поистине, Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Аль-Хашр, 18).
Умеем ли мы отдавать отчёт своей душе? И как это делать? Ведь это не та денежная отчётность, к которой мы все привыкли в конце недели или месяца подсчитывать свой дебет/кредит. А отчётность, как умение давать за свои действия.
В чём важность этого умения?
Тауба ибну с-Саума всё время отчитывался себе за свои поступки. Когда ему исполнилось шестьдесят лет, решил посчитать сколько дней он прожил. Его дни превышали двадцать одну тысячу. Тогда Тауба вскрикнул: «О, горе мне. Я встречу Аллаха с 21 тыс. грехами?».
Умение давать отчёт своей душе необходимо: либо вы сами даёте отчёт, либо его дадут за вас. Давайте отчёт своим действиям прежде, чем сделают это за вас. Взвесьте свои поступки прежде, чем взвесят их за вас. И знайте, ангел смерти пока оставил нас, придя к другим, и оставил других, придя к нам. Примите меры предосторожности.
Ведь находчив тот, кто даёт своей душе отчёт и совершает праведные дела ради того, что будет после смерти, и слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха.
Настоящие верующие мусульмане должны согласно Кyр`ану
«совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен» (Ан-Намль, 19).
Дела, которыми будет доволен Аллах Субханаку ва Тааля.
Каким же действием Аллах будет доволен? Есть два условия. Всемогущий Аллах будет доволен, праведным поступком, совершённым искренне и благоразумно. Искренне значит ради Аллаха, благоразумно – согласно Сунне. Делайте отчет, анализируйте, были ли неточности в выполнении чего-либо, есть ли чувство тщеславия, высокомерия. Ведь чем ближе становится человек к Аллаху, тем смиреннее он становится. Поэтому великие люди в истории ислама были бедными рабами Аллаха.
Аллах говорит в Кyр`ане:
«О верующие, бойтесь Аллаха! И пусть человек посмотрит, что приготовил [какие хорошие поступки] на завтра [к Судному дню]. Бойтесь Аллаха, поистине, Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Аль-Хашр, 18).
Вещи имеют свойство заканчиваться, они не могут повлиять на будущее. Но праведные деяния способны на это.
Аллах предупреждает:
«Остановите их, и они будут спрошены» (Ас-Саффат, 24); «Он [неверующий] скажет [с сожалением]: «Если бы я заранее подготовился к своей [вечной] жизни…» (Аль-Фаджр, 24).
Но как часто надо отдавать отчёт своей душе и анализировать свои действия?
Этот отчёт должен работать на интуитивном уровне. Если человек совершит что-то, противоречащее прямому пути, он непременно это почувствует.
Всевышний говорит в Кyр`ане:
«Обрати свой лик к истинной религии. Это фитра [врожденное состояние], с которой Аллах создал людей. Творение Аллаха не изменить. Такова правильная религия, однако большая часть людей не знает [этого]» (Ар-Рум, 30).
То есть человек создан любящим то, что Аллах разрешил, и ненавидящим то, что Он запретил. Вот доказательство:
«Аллах вызвал в вас любовь к вере, украсив ее в ваших сердцах, и вызвал в вас ненависть к неверию, грехам и непокорности [Аллаху]. Таковы идущие верным путем [те, чья вера крепка]» (Аль-Худжурат, 7).
Внутренние инстинкты человека полностью соответствуют установлениям Господа. Если человек никогда ничего не слышал о религии и совершил что-то, противоречащее ей, то он всё равно почувствует угнетённость. Он будет явно подавлен.
Аллах говорит:
«А кто отвернется от Моего руководства [от Кур`ана и не уверует в него], того ожидает тяжелая участь [в этом мире и в могиле], а в Судный день Мы воскресим его слепым. [Человек] Спросит: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше [в земной жизни] я был зрячим?» [Аллах] Ответит: «Все так! Наши знамения приходили к тебе, но ты забыл их [не последовал за ними и не уверовал]. Так же [как ты забыл знамения] сегодня забудут о тебе [не помилуют и отправят в Ад навечно]» (Та Ха, 124-126).
По материалам: https://islam-today.ru/