Не делай этого: три ошибки, совершаемых в пятницу
Пятница для мусульман является еженедельным праздником. За любое поклонение, совершённое в пятницу, верующему запишется больше награды, чем в обычные дни. Поэтому желательно посвятить этот день богослужению и совершению благих дел.
Однако основным богослужением, которое должен совершать каждый совершеннолетний мусульманин в пятницу, является пятничная молитва (джума-намаз). Посещать мечеть и присутствовать на пятничном богослужении обязан каждый верующий, если у него нет уважительной причины, препятствующей исполнению этой обязанности.
Джума-намаз традиционно собирает мусульман в мечетях ради коллективного намаза, поминания Аллаха и укрепления братских уз. Собственно, потому он и назван «джума», что означает «собрание». Поэтому для каждого верующего очень важно участвовать в пятничной молитве, более того, Всевышний Аллах предупреждает тех, кто без уважительной причины пропускает джума-намаз, что запечатает их сердца.
От Абу Аль-Джа’да Аз-Замрий (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ ثَلَاثَ جُمَعٍ تَهَاوُنًا بِهَا، طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قَلْبِهِ
«Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы» (Имам Ахмад, 15498; Абу Дауд, 1052; Тирмизи, 500; Ибн Маджах, 1125)
В той версии этого хадиса, которую передаёт имам Ахмад, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ ثَلَاثَ جُمَعٍ تَهَاوُنًا مِنْ غَيْرِ عُذْرٍ طَبَعَ اللهُ عَلَى قَلْبِهِ
«Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению, без уважительной причины пропустит три пятничные молитвы» (Имам Ахмад, 15498)
От Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ ثَلَاثَ جُمُعَاتٍ مِنْ غَيْرِ عُذْرٍ كُتِبَ مِنَ الْمُنَافِقِينَ
«Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров» (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Кабир», 422)
Поэтому верующий ни в коем случае не должен пренебрегать пятничным богослужением, напротив, ему следует заранее подготовиться к джума-намазу, приходить в мечеть рано утром и соблюдать все адабы, связанные с пятницей.
Какие ошибки и упущения могут допустить мусульмане в этот день?
Верующие могут допустить в этот день множество ошибок. О некоторых из них мы расскажем в нашей статье.
1. Отправляться в путь, сафар
Верующему следует посвятить пятницу богослужению, поэтому этот день – не самое подходящее время для выхода в путь. Человеку, который обязан присутствовать на пятничном намазе, не дозволяется отправляться в путь до джума-намаза, если у него не будет возможности совершить его по пути или по прибытии в место своего назначения.
Имам ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-Талибин» пишет об этом следующее:
«Тому, кто обязан совершать джума-намаз (посещать пятничное богослужение), запрещается выходить в путь после полудня, если у него не будет возможности совершить пятничную молитву по пути своего следования (или в том месте, куда он направляется). Согласно позднему новому мнению (аль-джадид1) имама Аш-Шафии, запрещается выходить в путь в пятницу и до полудня, подобно тому, как это запрещено после полудня».
Учёные-богословы также считают нежелательным выходить в путь в ночь на пятницу.
Известный учёный мазхаба имама Аш-Шафии Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж», комментируя эти слова имама Ан-Навави, пишет следующее:
«Нежелательно выходить в путь и в пятничную ночь, как это передал и одобрил Аль-Мухиббу ат-Табари в своей книге "Шарх ат-Танбих" от Абу Ас-Сайфа. Также в книге (имама Аль-Газали) "Аль-Ихья" пишется: "За того, кто вышел в путь в ночь на пятницу, ангелы возносят плохое дуа"».
2. Заниматься куплей-продажей (мирскими делами)
Тому, кто обязан посещать пятничную молитву, в этот день запрещается заниматься торговлей и тому подобными делами после того, как муэдзин приступит к оглашению второго азана, то есть азана, который читают перед проповедью после приветствия хатыба.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُ الْبَيْعَ
(смысл): «О те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника! Когда услышите муэдзина, который оглашает азан и призывает на еженедельную общую молитву в пятничный день (джума-намаз), устремляйтесь к поминанию Аллаха (слушать проповедь и совершать молитву) и оставьте торговлю (оставьте убыточную торговлю и устремляйтесь к торговле, которая принесёт вам прибыль)» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Джума, 62:9)
Из этого аята вытекает, что запрещается заниматься торговлей и другими мирскими делами только после начала оглашения азана пятничного намаза, хотя в пятницу желательно приходить в мечеть с самого утра. Чем раньше верующий придёт в мечеть на пятничное богослужение, тем большую награду он получит.
А вот после начала оглашения второго азана торговля и подобные ей мирские дела категорически запрещаются для всех, для кого совершение джума-намаза является фарзом (обязательным действием). Однако, несмотря на категорический запрет, торговые сделки, заключённые в это время и во время джума-намаза, считаются действительными.
Имам ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-Талибин» пишет об этом следующее:
«Тому, кто обязан совершать джума-намаз, запрещается заниматься продажей и прочими сделками, а также ремёслами, которые отвлекают от похода в мечеть на пятничную молитву. Это всё запрещается после вступления муэдзина к оглашению к азану, который читают перед хатыбом. Если такой человек продаст что-то в это время, сделка считается действительной. Также нежелательно заниматься всеми этими делами после полудня до оглашения второго азана».
3. Вести разговоры во время хутбы (пятничной проповеди)
Одной из наиболее частых ошибок в пятницу являются разговоры в мечети. Особое внимание стоит обратить на разговоры, вернее, на отказ от них, когда хатыб читает пятничную проповедь. В это время разговоры настолько нежелательны, что нельзя даже делать вслух замечания наподобие «замолчи», «тихо» тому, кто разговаривает. В таких случаях замечание следует делать жестами, без слов.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا قُلْتَ لِصَاحِبِكَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ أَنْصِتْ وَالْإِمَامُ يَخْطُبُ فَقَدْ لَغَوْتَ
«Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Слушай (внимательно)” − в пятницу во время хутбы имама, то скажешь нечто неподобающее (порочное, неверное и отвергаемое)» (Бухари, 934; Муслим, 851; Ибн Маджах, 1110)
Из этих слов Пророка ﷺ мы видим, как оцениваются даже те слова, в которых один призывает другого молчать и слушать проповедь. Поэтому многие учёные посчитали, что запрещено разговаривать во время чтения хутбы.
Поэтому тому, кто пришёл в мечеть на пятничное богослужение во время хутбы, не следует заниматься любыми делами, отвлекающими от проповеди, даже если он не понимает язык, на котором она ведётся.
Исходя из важности и целей этого дня, верующему следует соответствующе настроиться на пятничное богослужение. Необходимо выполнять все условия и адабы джума-намаза и пятницы и проявлять уважение к этому священному дню.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/