Ночь Бара’ат

03 март 2023 1221 0
Режим чтения

Одной из особенностей Ша’бана является наличие в нем ночи, которая обозначена в исламе как «ночь Бара’ат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями Ша’бана (с 6 на 7 марта в этом году). Существуют определенные хадисы в пользу того, что это особая ночь, в которую милость Аллаха посещает людей Земли. Некоторые из этих хадисов приведём в нашем материале...

Сообщается, что Аиша (радиаллаху анха) рассказывала:

«Однажды пророк совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:

أَعُوذُ بِعَفْوِكَ مِنْ عِقَابِكَ وَأَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْك لا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ، أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ

– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.

После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:

– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?

– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, твой земной поклон был очень долгим.

– Знаешь, что это за ночь?

– Аллах и Его Посланник знают лучше.

– Это ночь половины Ша’бана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и дает Свою милость тем, кто молит о ней. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел против мусульманина, такими же и не прощает их, пока они не освободятся от злобы» (Передано Байхаки. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, стр. 232)

В другом хадисе госпожа Аиша (радиаллаху анха) сообщала, что пророк сказал:

«Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Ша’бан прощает большое количество людей — больше, чем количество волосков овец племени Кальб» (Тирмизи. Сунан)

Кальб представляло собой большое племя, у которого было очень много овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.

Еще в одном хадисе Аиша (радиаллаху анха) передала, что пророк сказал:

«Это срединная ночь Ша’бана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, приписывающего Ему напарников, и на того, кто растит злобу в сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свою одежду свисающей ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушивается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино» (Передано Байхаки. Мунзири. Таргиб уа тархиб, т.2, стр. 241)

Господин Муаз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передавал следующие слова пророка :

«В срединную ночь Ша’бана Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им и простит все Свои творения, за исключением тех, кто приписывает Ему напарников, и тех, в чьем сердце есть злость на мусульманина» (Передано Табарани и в «Сахих» Ибн Хиббана. Мунзири. Таргиб уа тархиб)

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает убедительными достоинствами, и отношение к этой ночи как к священной не является безосновательным измышлением, как представляют себе некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения.

Более того, определенные хадисоведы считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других хадисов рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи.

Поэтому мусульмане ранней эпохи ислама проводили эту ночь в богослужении и молитвах и относились к ней как к ночи особых достоинств.

 

Что следует делать в эту ночь?

В ночь Бара’ат следует бодрствовать так долго, насколько это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в богослужении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-то существенную часть этой ночи (желательно, ее вторую половину) и совершать следующие богослужения:

(а) Намаз

Это самое предпочтительное действие для исполнения в данную ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, которое необходимо исполнить, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Кyр`ана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Чтение Кyр`ана

Это другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза (или в любое иное время) следует произнести из Корана столько аятов, сколько человек в состоянии прочитать.

(в) Зикр (поминание Аллаха)

Особенно полезен следующий зикр:

سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه

СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛлях

Нужно по многу раз произносить салауат в адрес пророка . Зикр можно проговаривать также во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы и отдыха.

(г) Мольбы к Аллаху

Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это мольбы к Аллаху. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением. Аллах не только удовлетворяет нужды молящего, но и вознаграждает его за каждую просьбу. Даже если то, о чем просили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех богослужений.

Человек может молить обо всем, что пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал Пророк. Их смысл столь глубок, что наш разум едва способен сполна осознать их величие. И они настолько всеобъемлющи, что покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и того света.

На тему мольб пророка имеются книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.

(д) Есть люди, у которых нет возможности исполнить дополнительный намаз или прочитать побольше Кyр`ана (вследствие болезни, слабости или занятости иными необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:

  1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
  2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
  3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Кyр`ан, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салауат и обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке

Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Кyр`ане или хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Кyр`ана).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк ﷺ был в эту ночь на кладбище Баки, где молил Аллаха о мусульманах, похороненных там

В связи с этим некоторые правоведы считали рекомендуемым (мустахаб) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Кyр`ана и молить об умерших. Однако это не является обязательным, и это не следует совершать так же регулярно, как обязательные действия.

 

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бара’ат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бара’ат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бара’ат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Кyр`ана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно. 

 

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход