Нравственность и ценности в Исламской цивилизации: Права религиозных меньшинств
В исламском обществе шариатом немусульманскому меньшинству предоставлены такие права, которых нет у иных религиозных меньшинство в любых законах и странах. Потому что связь между мусульманским обществом и немусульманским меньшинством строится на божественном правиле, которое заключается в словах Всевышнего Аллаха:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (аль-Мумтахана, 8).
Этот аят установил этический и законодательный принцип, на основе которого мусульмане должны строить свои взаимоотношения с немусульманами: хорошее отношение и справедливость по отношению ко всем, кто не питает вражды к исламу. Человечество до ислама не знало такого принципа. Оно столетиями переносило страдания из-за неведения об этом принципе. И по сегодняшний день в современных обществах человечество старается воплотить его в жизнь, но это у него практически не получается: из-за следования страстям, слепой приверженности и расизма.
Право свободного вероисповедания для религиозных меньшинств
Исламское законодательство гарантирует немусульманским меньшинствам ряд прав и привилегий. Возможно, одной из самых важных из них является право свободного вероисповедания. Доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха:
«Нет принуждения в религии» (аль-Бакара, 256)
Этот принцип воплотился в послании Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к Людям Писания из Йемена, в котором он призвал их к исламу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто примет ислам – иудей или христианин – тот будет из числа верующих: для него – то же право, что для них, и на нем – та же обязанность, что и на них. Того же, кто останется на своем иудаизме или христианстве, не будут за это преследовать» (Абу Абейд: «аль-Амваль» стр. 82; Ибн Зандживейх: «аль-Амваль» 1/901; Ибн Хаджар: «ат-Талхыс аль-Хабир»).
Исламское законодательство не предлагает немусульманам «наслаждаться» свободой вероубеждения, а просто обеспечивает им их мирскую жизнь, ибо они являются людьми, у которых есть право на жизнь и существование. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом так:
«Кто убьет муахида (иновереца, который находится под защитой мусульман), тот не почувствует благоухания Рая» (Аль-Бухари 2995; Абу Дауд 2760; ан-Насаи 4747).
Предостережение от несправедливости по отношению к немусульманам
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от проявления несправедливости по отношению к иноверцам или от попирания их прав.
«Тот, кто будет притеснять муахида или возложит на него сверх его возможностей, или возьмет что-то против его воли, то я буду свидетельствовать против него в Судный день» (Абу Дауд 3052; аль-Байхаки 18551).
Также одним из великолепных примеров поведения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом вопросе является то, что произошло с ансарами и иудеями в Хейбаре:
Абд Аллах ибн Сахль был убит в местности проживания иудеев и брошен в колодец. Тогда один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришел к иудеям и сказал: «Клянусь Аллахом, это вы убили его!» — они же стали говорить: «Клянёмся Аллахом, что мы его не убивали!» После этого он пошёл к своим соплеменникам и обо всём рассказал им, а потом Мухаййиса вместе со своим старшим братом Хуваййисой и братом убитого Абд ар-Рахманом ибн Сахлем пошёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Мухаййиса, который был в Хайбаре, начал говорить первым, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дважды сказал ему: «Прояви уважение к старшему и дай сначала сказать ему». Тогда заговорил Хуваййиса, а потом стал говорить Мухаййиса. Выслушав их, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо они выплатят компенсацию за кровь (дия) вашего убитого, либо им будет объявлена война!» Затем Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел написать об этом иудеям, которые написали ему в ответ: «Клянёмся Аллахом, что мы его не убивали!» Тогда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал Хуваййисе, Мухаййисе и Абд ар-Рахману: «Можете ли вы принести клятвенное свидетельство против убийцы, чтобы по праву взыскать с него за кровь вашего убитого?» Они сказали: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда пусть иудеи поклянутся вам в том, что не убивали его». На это они сказали: «Они не являются мусульманами», и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выплатил дию из своих средств, послав наследникам убитого сто верблюдиц, которых привели к ним во двор (Аль-Бухари 6502; Муслим 1669).
В данном случае Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступил так, как не поступил бы никто другой – он взял на себя выплату компенсации за убийство человека, отдав её из казны мусульман, чтобы погасить гнев ансаров и не притеснить иудеев. Исламское государство понесло бремя ответственности за то, что бы по ошибке не наказать одного из иудеев.
Защита имущества немусульман
Исламский закон обязался защищать имущество немусульман, запретив брать его или завладевать им не по праву: красть, отбирать или уничтожать. А также иные виды действий, которые являются притеснением и несправедливостью. Это было применено на практике во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он (мир ему и благословение Аллаха) заключил договор с жителями Наджрана, в котором говорилось:
«Наджран и его округа получают покровительство Аллаха и опеку Мухаммада, Пророка и Посланника Аллаха, над самими жителями, над их религиозной общиной, над их землями и скотом, над отсутствующими из них и присутствующими» (Аль-Байхаки: «Даляиль ан-Нубувва» 5/485; Абу Юсуф: «Аль-Харадж» стр. 28; Ибн Сад: «Ат-Табакат аль-Кубра» 1/882).
А самое превосходное из всего этого – право немусульманских меньшинств на обеспечение им выплат со стороны исламского государства из государственной казны в случае их недееспособности, старости или же бедности. Доказательством этому служат слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Каждый из вас является пастухом и каждый в ответе за свою паству» (Аль-Бухари 2416; Муслим 1829).
Ибо немусульмане, как и мусульмане, являются частью паствы, и правитель несет за неё ответственность перед Всевышним Аллахом.
Передает Абу Убейд в своей книге «аль-Амваль», от Саида ибн Мусейиба, который сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пожертвовал милостыню одной иудейской семье и её отправили им» (Абу Убейд: «аль-Амваль» стр. 613).
О величии ислама и человечности исламской цивилизации повествует случай, который передается в книгах пророческой Сунны. Однажды мимо Посланника (мир ему и благословение Аллаха) проходила погребальная процессия и он (мир ему и благословение Аллаха) встал. Ему сказали: «Поистине, это – иудей», тогда он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве это не живая душа?» (Муслим 961; Ахмад 23893).
Таковы права немусульманских меньшинств в исламе и в исламской цивилизации. Правило звучит так: уважение к каждой человеческой душе, пока она не поступает несправедливо или не проявляет враждебности.
Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль Ахълякъу уаль Къиему фи-ль-Хадарати-ль-Исламия»
По материалам: http://islamdinr.ru/