Нравственность и ценности в Исламской цивилизации: Свобода мысли
Исламская цивилизация является свидетелем того, что ислам гарантирует свободу мысли и защищает её. Это очевидно видно из того, как ислам призвал к использованию разума и мысли в размышлении над всеми творениями.
Об этом Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» (Саба, 46)
Также Он говорит:
«Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж, 46)
Ислам побуждает к использованию разума и разумных доказательств
Ислам порицает тех, кто не использует свои мыслительные и чувственные силы по назначению, опускаясь, тем самым, ниже животных. О них Всевышний Аллах говорит так:
«У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (аль-Араф, 179)
Ислам решительно порицает тех, кто следуют лишь за своими предположениями. Всевышний Аллах говорит:
«У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину» (ан-Наджм, 28)
Также это касается тех, кто слепо следует за своими предками и предводителями – без размышления над тем, находятся ли они на истине, или на заблуждении. Всевышний Аллах говорит, умаляя их положение:
Они скажут: «Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути» (аль-Ахзаб, 67)
При утверждении вероубеждения ислам опирается на разумные доказательства. Ученые ислама сказали, что основой передаваемых доказательств (накль) является разум (акль). Поэтому существование Аллаха доказывается разумом. Также вопрос пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) доказывается сначала разумом, а затем чудеса указывают на его пророчество. Это и есть уважение ислама по отношению к мысли и разуму.
Важность размышления в исламе
Размышление, с точки зрения ислама, считается религиозной обязанностью, которую мусульманину никогда нельзя оставлять. Ислам открыл широкие врата для практики размышления в религиозных вопросах, чтобы найти ответы в религии на все жизненные вопросы. Это то, что ученые ислама называют словом «иджтихад»: опираться на разум для выведения шариатских законоположений (Махмуд Хамди Закзук. «Хакаик Ислямия фи Муваджаха Хамалят ат-Ташкик», стр. 53).
Принцип иджтихада, который воплощает в себе свободу мысли в исламе, оказал сильное влияние на вопросы развития шариатского права (фикх) среди мусульман. Также он способствует быстрому поиску ответов на современные вопросы. На основе иджтихада образовались известные школы шариатского права (мазхабы), которых исламский мир придерживается и по сегодняшний день. Именно так мусульманин опирается на разум в понимании мирских и религиозных вопросов, которые ему не понятны и в отношении которых нет шариатских текстов. Иджтихад является первым столпом важной роли разума в исламе. Разум является той основой, на которой мусульмане на протяжении всей истории ислама строили свою процветающую цивилизацию.
Свобода выражения мнения в исламской цивилизации
Под свободой выражения мнения в исламской цивилизации подразумевается право человека выбирать мнение, которое он считает правильным – будь то в общих, или частных вопросах. А также выражение этого мнения и возможность донести его до других. Человек имеет право выражать собственные мысли, чувства и намерения, пока в этом не будет нарушения прав других людей.
Свобода выражения мнения является одним из прав мусульманина
Свобода выражения мнения в исламской цивилизации является гарантированным и утвержденным правом мусульманина. То, что ислам гарантировал личности, никто не может ни отменить, ни отнять, ни отрицать. Напротив, свобода выражения мнения обязательна для мусульманина и он не может отказаться от неё. Ибо Всевышний Аллах повелел мусульманину давать доброе наставление, призывать к благому и запрещать порицаемое. Невозможно выполнить эти шариатские обязанности, если мусульманин не насладится правом выражения своей мысли и своей свободой. Таким образом, свобода выражения мысли является средством для исполнения этих обязанностей. То, без чего нельзя выполнить обязательное, является обязательным.
Ислам разрешил свободу выражения мнения во всех мирских вопросах – как в личных, так и в общественных. Пример этому можно увидеть в том, как Сад ибн Муаз и Сад ибн Убада (да будет доволен ими Аллах) спросили совета Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о заключении перемирия с племенем Гатафан. Это перемирие продлилось до дня битвы у Рва, когда они вышли из договора.
Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Аль-Харис аль-Гатафани пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Мухаммад! Выдели для нас финики Медины». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После того, как спрошу мнения у Садов». Затем он (мир ему и благословение Аллаха) отправил гонца к Саду ибн Муазу, Саду ибн Убада, Саду ибн Рабиа, Саду ибн Хейсама и Саду ибн Масуду (да будет доволен ими Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я знаю, что арабы объединились против вас, как стрелы в луке, и то, что аль-Харис спрашивает, чтобы вы поделились с ним урожаем фиников Медины. Если вы желаете выплатить ему это в этом году, что бы они не нападали на вас, то можете сделать это». Они сказали: «О Посланник Аллаха! Если это откровение с небес, то мы подчинимся приказу Аллаха. Если же это твоё мнение или чувства, то мы можем последовать твоему мнению и твоим чувствам. Ну а если ты делаешь это ради нас, то, клянусь Аллахом, когда и мы, и они были многобожниками, они получали от нас финик только с после торговли или гостеприимства» (Ат-Табари. «Аль-Муджам аль-Кабир» 5416; аль-Хейсами, хороший хадис).
Благое наставление, призыв к одобряемому и запрет порицаемого
Одним из текстов, которые указывают на благое наставление, призыв к одобряемому и запрет порицаемого, являются слова Всевышнего Аллаха:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (ат-Тауба, 71)
А также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Религия – это благое наставление». Мы сказали: «Кому, о Посланник Аллаха?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, предводителям мусульман и обычным людям» (Муслим 82; Абу Дауд 4944; ан-Насаи 4197; Ахмад 16982).
Имам ан-Навави в толковании этого хадиса сказал: «Благое наставление предводителям мусульман – это помогать им в истине и подчиняться им в том, что соответствует ей. Также запрещать им противоречить истине, напоминая им с мягкостью, если они забудут о ней и допустят упущение в каких-то правах мусульман» (Ан-Навави. «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим» 2/38).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Пусть боязнь перед людьми ни в коем случае не воспрепятствует человеку говорить истину, если он ее знает» (Ат-Тирмизи 2191; Ибн Маджах 3997).
Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Самый лучший джихад – это слово справедливости перед несправедливым правителем» (Ат-Тирмизи 2174; Абу Дауд 4344; ан-Насаи 4209; Ибн Маджах 4011)
Свобода выражения мнения естественно следует из обязанности призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, ибо эту обязанность им предписал Сам Всевышний Аллах. Свобода выражения своего мнения следует из того, что правитель должен советоваться со своими подчиненными.
На протяжении всей исламской истории происходило практическое применение свободы выражения мнения. Сподвижник аль-Хаббаб ибн аль-Мунзир (да будет доволен им Аллах) выражал свое личное мнение о положении мусульман в битве при Бадре, противореча этим мнению Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял его мнение. Также некоторые сподвижники выражали свое мнение в вопросе, произошедшем с матерью правоверных Аишей (да будет доволен ею Аллах), когда на неё был возведен несправедливый навет. Некоторые из сподвижников советовали Пророку (мир ему и благословение Аллаха) развестись с его супругой – госпожой Аишей (да будет доволен ею Аллах), но Священный Коран сообщил о её непричастности к навету. А также множество других примеров, из которых видно, как сподвижники и те, кто были после них, выражали свое мнение.
Нельзя вредить человеку из-за того, что он выражает свое мнение. Ибо свобода выражения мнения является одним из его прав, которые утверждены исламским законодательством. Одна женщина возразила Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), когда он, произнося проповедь в мечети, выразил свое мнение о возможности ограничения максимального брачного дара для женщины. Он не запретил ей высказать свое мнение, а, наоборот, признал, что её мнение правильное. Он (да будет доволен им Аллах) сказал свои известные слова:
«Женщина права, а Умар ошибся» (Аль-Куртуби. «Джами ли-Ахкам аль-Куран», 5/95).
Надежность и правдивость в выражении мнения
Мусульманин должен стараться придерживаться надежности и правдивости, пользуясь своим правом выражения мнения – говорить то, что он считает истиной, даже если это для него очень сложно. Ибо целью выражения своего мнения является выявление истины, правильности и польза, а не ложь или скрытие настоящего положения дел. Также мусульманин, высказывая свое мнение, должен стремиться принести благо, а не заниматься показухой, путать людей, выдавать ложь за истину или лишать людей их прав. Ему нельзя преувеличивать ошибки правителей и уменьшать их благодеяния – тем самым, унижая и настраивать людей против них, чтобы прийти к долгожданной цели.
Учитывая все это, свобода выражения мнения – как она утверждена в исламском законодательстве – является важным средством передовой цивилизации и средством самовыражения.
Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль-ахълякъу уаль къиему фи-ль-хадарати-ль-исламия»
По материалам: https://islamdinr.ru/