Нравственность и ценности в Исламской цивилизации: Свобода вероисповедания
Всевышний Аллах говорит об основном и самом ясном правиле в вопросе свободы вероисповедания так:
لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ
«Нет принуждения в (принятии) религии. Истинный путь (уже) стал отличаться от заблуждения» (аль-Бакара, 256)
Поэтому ни Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни мусульмане после него не принуждали силой немусульман принимать ислам, чтобы они не стали его исповедовать для показухи, дабы защитить себя от смерти или пыток. Как же можно поступать так, зная, что от ислама принужденного человека для него не будет никакой пользы в вечной жизни, а именно к ней стремится каждый истинный мусульманин.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал о причине ниспослания вышеупомянутого аята следующее:
«Бывало (до прихода Ислама), что если у женщины происходили выкидыши, то она давала себе обещание, что если её дитя выживет, то она сделает его иудеем. И когда племя Надыр были изгнаны, то среди были них и сыновья ансаров. Тогда ансары сказали: «Мы не отдадим наших сыновей!» Тогда Аллах ниспослал аят: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Абу Дауд 2682)
Вопрос веры и свободы выбора человека
Ислам связал вопрос веры или её отсутствия с выбором самого человека и его внутренней убежденностью. Всевышний Аллах говорит:
فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ
«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (аль-Кахф, 29)
Кyр`ан обратил внимание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на этот вопрос и разъяснил, что на нем лежит только обязанность доведения призыва, и что у него нет власти над обращением людей в ислам. Аллах говорит:
كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ
«Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Йунус, 99)
Также Он говорит:
لَسْتَ عَلَيْهِمْ بِمُصَيْطِرٍ
«И ты не властен над ними» (аль-Гашия, 22)
Также Он сказал:
فَإِنْ أَعْرَضُوا فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«А если они отвернутся (от призыва к истине, то пусть винят себя), ведь Мы не отправили тебя (Мухаммад) в качестве их хранителя» (аш-Шура, 48)
Отсюда становится понятно, что конституция мусульман утверждает свободу вероисповедания и категорически отвергает принуждение кого бы то ни было к принятию ислама. (Махмуд Хамди Закзук: «Хакаик Ислямия фи Мууаджаха Хамалят ат-Ташкик» с. 33)
Религиозная терпимость в исламе
Признание религиозной свободы подразумевает религиозную терпимость. Это практическое применение того, что утвердил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в первой мединской конституции. Он (мир ему и благословение) признал то, что иудеи вместе с мусульманами представляют одно общество. А также после освобождения Мекки Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принудил курейшитов к принятию ислама. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) мог это сделать, будучи победителем, но он сказал:
«Ступайте, ибо вы – свободны» (Ибн Хишам: «Ас-Сира ан-Набауия» 2/411; ат-Табари: «Тарих аль-Умам уа аль-Мулюк» 2/55; Ибн Касир: «Аль-Бидая уа ан-Нихая» 4/301)
Второй праведный халиф – Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) – полагаясь на свой опыт, предоставил христианам – жителям Иерусалима – безопасность
«их жизням, их церквям, их кельям: никому их них не было причинено зла и никто не был угнетен из-за своей религии» (Ат-Табари: «Тарих аль-Умам уа аль-Мулюк», 3/105)
Более того, ислам обеспечил свободу религиозных дискуссий, построив их на тематической основе, далекой от взаимного спора или издевательства над другими. Об этом Всевышний Аллах говорит:
ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ
«Призывай (людей, Мухаммад) на путь (к религии) твоего Господа мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом (выбирая самые убедительные доводы)» (аль-Нахль, 125)
Именно на основе этих благородных принципов должен строится диалог между мусульманами и немусульманами. Священный Кyр`ан (аль-Имран, 64) направил призыв к такому диалогу к обладателям Писания, сказав:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَىٰ كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلَا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ ۚ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ
«Скажи (Мухаммад): «О люди Писания! Давайте придем к единому мнению — мы и вы — и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем считать никого равным Аллаху и не будем брать кого-то в законодатели, помимо Аллаха». А если они откажутся, то скажите (им, верующие): «Засвидетельствуйте, что мы — мусульмане».
Это означает, что если диалог не приводит к результатам, то для каждого остается его религия, которую он исповедует. Об этом говорится в другом аяте суры «Неверующие» (6 аят), которая завершается словами Всевышнего, обращенными к неверующим языком Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
«У вас есть ваша религия, а у меня — моя!» (Махмуд Хамди Закзук: «Хакаик Ислямия фи Мууаджаха Хамалят ат-Ташкик» с. 85-86)
Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль Ахълякъу уаль Къиему фи-ль-Хадарати-ль-Исламия»
По материалам: http://islamdinr.ru/