Нравственность в Исламской цивилизации

22 октябрь 2018 1628 0
Режим чтения

Нравственность и ценности представляют собой моральную или духовную сторону в исламской цивилизации. Они являются сущностью и основой, на которых основывается любая цивилизация. В то же время, нравственность обеспечивает выживание и устойчивость цивилизации на протяжении всей истории человечества и изменении поколений. Нравственные ценности играют огромную роль в установлении личности человека, а если человек утратил те ценности, это в свою очередь приведет к утрате духовной стороны в его личности, которая является для него духом жизни и вселенной. В этом случаи милость покидает сердце человека, и совесть человека остается ослабленным, и человек не мог бы узнать сущность его создания, смысл его жизни. 

 

Бывшие цивилизации и нравственность 

Бывшие цивилизации не предоставляли бы большой вклад и не играли наглядную роль в усовершенствовании человеческих нравственности и ценностей. Об этом свидетельствует высказывание английского писателя Джуд: 

«Новая цивилизация не имеет равновесия между силой и нравственностью, так наука достигла большого прогресса, а нравственность много понижалась. Естественные науки предоставили нам могучую силу, но мы использовали её неразумно и дико. Так ухудшение и понижение нравственности привели к тому, что человек ошибался осознать смысл его жизни на вселенной и отрицал ценностную и нравственную систему, включающую в себя добру, истину, красоту». 

К этому можно добавить слова Алексиса Карлила: 

«В современном городе редко наблюдаются те люди, которые руководствуются нравственными идеалами, несмотря на то, что красота нравственности превосходила бы науку и искусство в связи с тем, что благонравие является основой цивилизации». 

И правду сказать, что Исламская цивилизация отдала нравственной и ценностной областям должное больше других цивилизаций, потому что она основалась на нравственных моралях и благих нравах. В добавлении к этому посланник Ислама был послан для усовершенствования нравственности и нравов, которые ухудшались, понижались, уменьшались в других нациях и цивилизациях. 

После выше изложенного, следует отметить, что нравственности и мораль не были результатом эволюции человеческого помышления на протяжении веков, но они являются плодом откровения, ниспосланного Всемогущим и Великим Аллахом посланнику Ислама (да благословит его Аллах и приветствует) пятнадцать веков тому назад. 

Морали – одна из особенностей исламской цивилизации 

Предохранительным ограждением для исламской цивилизации являются морали. Это база, на которой основывалась данная цивилизация. Так, ценностные принципы и морали являются частью всех жизненных систем на разных их уровнях, как на уровне личного поведения, так и на уровне социального или политического или экономического поведения. И пророк Ислама (да благословит его Аллах и приветствует) ниспослан был с целью того, чтобы усовершенствовать и дополнить нравы. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: 

«Я к вам ниспослан был для совершенствования достоинств нравственности».

(Хадис сообщил Аль-Хаким от Абу Хурайры. Книга «История пророков и посланников», книга «Чудеса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как показатели его пророчества» (4221). Аль-Хаким сказал: «Этот хадис правильный и с ним согласен был Аз-Захаби». Также см. Аль-Бихики. «Великие сунны» (20571)). 

Этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) определил цель своей миссии и обнаружил, что он (да благословит его Аллах и приветствует) хотел бы усовершенствовать и завершить нравственность (морали) в душах своей нации и всех людей. Он (да благословит его Аллах и приветствует) хотел бы, чтобы все человечество поступало по закону хороших манер (нравов), свыше которого нет никакого другого закона. 

Морали в различных областях жизни 

Так, при правлении, в науке, при разработке законодательства, во время войны и мира, в экономике и внутри семьи учтены были моральные (этические) принципы, как на законодательном плане, так и на практическом. И в этом исламская цивилизация достигла такого высокого уровня, которого никакая другая цивилизация, древняя или современная, не достигла. По этому поводу исламская цивилизация оставила такие удивительные следы, что и делает её среди других цивилизаций единственной в отношении обеспечения человечеству счастья, настоящего и не омраченного страданиями. (Мустафа Ас-Сибаи. «Шедевры нашей цивилизации» с. 37).

Источник нравов в исламской цивилизации 

Самым главным считается тот факт, что источник моралей в исламской цивилизации – это откровение. Вот почему они выступают стойкими, твердыми и постоянными ценностями и идеалами, которые подходят для любого человека независимо от его пола, времени и места его нахождения, его типа. Этому противополагают теоретические морали, источником которых является или ограниченный человеческий ум или все, что общепризнанно людьми в обществе – обычаи и нормы. Вот почему эти морали изменяются от одного общества к другому и от одного мыслителя к другому. 

Кроме того, источник обязанности в отношении исламских моралей – это чувство человека того, что Всевышний Аллах всегда и постоянно наблюдает над ним. А что касается источника обязанности в отношении теоретических моралей, то это абстрактная совесть, чувство долга или принудительные законы. Вот это моральный характер исламской цивилизации является предохранительным клапаном, который обеспечивает продолжительность и постоянство цивилизации и в то же время предотвращает отклонение и спотыкание в её ходе. 

Человечество в исламской цивилизации 

Одним из самых ясных нравственных аспектов исламской цивилизации является её человечность. В ней человек является краеугольным камнем. Считая человека преемником, порученным населять землю и создать цивилизацию, исламская цивилизация концентрирует свое внимание на хранении и защите достоинства человека и его интересов. В данной связи в Кyр`ане приведены многие и поступающие утверждения. Так, Аллах говорит:

 وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (Сура «Аль-Исра», аят 70) 

Всевышний Аллах даровал достоинство всему человечеству. Так как сущность человека одна с момента его создания Аллахом. Различные и разнообразные разницы между людьми вовсе не изменяют эту сущность. Так, все люди принадлежат одному корню (созданы из одного корня). И это достоинство, которое Аллах дал только человеку, носит различные аспекты. Это божественная защита человека, в которой заключены уважение его ума, свободы и воли, обеспечение его права на безопасность в отношении самого себя, его денег и потомков. 

Заключение 

Данные вышеуказанные характеристики делают исламскую цивилизацию уникальной. Исламская цивилизация универсальна. Она основывается на принципе абсолютного единства Аллаха, Господа всего мира, всей Вселенной. Она характеризуется сбалансированностью, умеренностью и также нравственным оттенком. Из этого можно сказать, что исламская цивилизация не национальная, не расистская, она не против врожденного качества человека. 

Такие уникальные черты исламской цивилизации извлекают характер постоянства и продолжительности из принципов истинной исламской религии, так как они вытекают из них и тесно связываются с ними. Таким образом, такие уникальные черты исламской цивилизации выступают как драгоценное вещество, которое не изменяется, несмотря на изменение окружающих обстоятельств и происхождение новых событий. 

Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход