О дозволенности выплачивать «закатуль-фитр» деньгами
Разговоры чрезмерно щепетильных в религии и как ее прекратить.
От Анаса ибн Малика передается, что Абу Бакр отправил ему письмо, где указал, чем велел выплачивать обязательную милостыню Аллах Своему посланнику ﷺ:
«Тот же, на кого возложена уплата «бинт махад» (самку верблюжонка, которому пошел второй год), но у него нет ее, однако же у него есть «бинт лябун» (самка верблюжонка, которому пошел третий год), то она принимается у него, а сборщик «закята» должен вернуть ему 20 дирхамов или же две овцы (в качестве сдачи). Если же нет у него «бинт махад», но имеется «ибн лябун» (самец верблюжонок, которому пошел третий год), то он принимается у него и не возвращается ему ничего». (Аль-Бухари)
Сказал Пророк ﷺ:
«Давайте милостыню, даже если она будет из ваших украшений». (Муслим)
Упомянул имам аль-Бухари в своем «Сахихе»: «Он (Пророк) не исключил обязательную милостыню от других ее видов, так что женщина давала милостыню из своих цветочных ожерелий и колец, и не выделил он милостыней только золото и серебро из товаров».
Сказал Тавус: «Сказал Муаз (радый аллаху анху), жителям Йемена: «Отдавайте ношенную одежду в качестве милостыни вместо ячменя или кукурузы, это легче для вас и полезнее для сподвижников Пророка ﷺ, в Медине».
Упомянул хадис аль-Бухари в форме уверенной достоверности. Иснад (цепочка передатчиков) этого сообщения достоверен до Тавуса, как сказал хафиз ибн Хаджар в книге «Таглик аль Таълик». Если даже Тавус не слышал от Муаза, однако мурсаль хадисы (хадисы, в которых пропущен сподвижник) являются доводом у большинства ученых. Так же передал ибн Аби Шейба от Тавуса, что Муаз брал в качестве милостыни товары.
Передал Абдур-Разак от Умара (радый аллаху анху):
«Что он брал товары в качестве закята и отдавал их одной категории людей (из всех категорий, кому положен закят)».
И тот передатчик, который не был упомянут в предыдущих передачах, назвал его ибн Занджауи и сказал: «Хумейд передал от Абу Нуайм, передал Шариик от Лейса, от Атаа, от Умара, что он «брал в качестве милостыни товары, и за верблюдов: овец или верблюда».
Среди имамов есть правило, что сообщение, в иснаде (цепочке) которого разногласие, не отвергается.
Важное примечание:
После того как мы привели довод на дозволенность выплаты стоимости вещи в закяте, наши оппоненты заявляют: «Это в закяте! А где довод на дозволенность в садакатуль-фитр?», мы говорим, с помощью Аллаха:
Основа в «садакатуль-фитр» то, что передали имамы аль-Бухари и Муслим от ибн Умара (радый аллаху анхума): «Посланник Аллаха ﷺ, обязал в «закяте-альфитр» выдачу са’ (средневековая мера объема в ряде мусульманских стран Ближнего Востока) из фиников или са’ из ячменя».
И сказал ибн Умар (радый аллаху анхума): «Пророк Аллаха ﷺ, велел выдавать в качестве «закяталь-фитр» са’ из фиников или са’ из ячменя».
Сказал Абдулла (радый Аллаху анхума): «И стали люди отдавать равную этому два мудда из пшеницы». (Бухари и Муслим)
В другой передаче от аль-Бухари и Муслима от ибн Умара, что он сказал: «Пророк Аллаха ﷺ, обязал каждого свободного и раба, мужчину и женщину, в качестве «садака Рамадана» выплачивать са’ из фиников или ячменя», сказал: «А люди стали выплачивать вместо этого равную им половину са’а из пшеницы».
От Абу Саида аль-Худри (радый аллаху анху): «Во времена посланника Аллаха ﷺ, мы давали са’ из еды, или из фиников, или из ячменя, или из изюма», когда же пришел Муавия, то сказал: «Я считаю, что мудд из пшеницы равняется двум муддам (из того, что приведено в хадисах)». (Передали Бухари и Муслим)
Передал имам Муслим: «Мы не переставали выплачивать (тем, что пришло в хадисах), пока не пришел к нам Муавия ибн аби Суфьян, будучи в хадже или умре, и стал увещевать людей, стоя на минбаре: «Я считаю, что два мудда из шамийской пшеницы равняется мудду фиников», и люди стали поступать в соответствии с его словами».
Итог:
Все приведенные выше хадисы указывают на отсутствие определения в качестве «садакатуль-фитр» чего-либо конкретного, по причине того, что все сподвижники, кроме Абу Мусы аль-Ашари, отошли от выдачи милостыни финиками или ячменем, и стали выплачивать тем количеством пшеницы, которое равняется их стоимости. И если в хадисе под упомянутыми видами еды подразумеваются только эти виды и ничего больше, тогда как сахабы пошли против веления Пророка ﷺ?!
И если дозволяется выплачивать «садакатуль-фитр» видами, которые не упомянуты в хадисах, а это пшеница, то дозволяется так же выплачивать его чем-то иным из других видов вещей, как деньги, и это даже будет лучшим, по причине большей пользы по отношению к обездоленным.
А Аллах знает лучше.
Шейх Нидаль Ибрахим Ааля Рашший
По материалам: http://islamdinr.ru/