О мрачных лицах и недружелюбных взглядах

13 февраль 2020 1173 0
Режим чтения

В «Муснаде» имама Ахмада (1/387, 405, 406) приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ أَنْ يُسَلِّمَ الرَّجُلُ عَلَى الرَّجُلِ، لَا يُسَلِّمُ عَلَيْهِ إِلَّا لِلْمَعْرِفَةِ.

«Один из признаков Судного часа — то, что люди будут здороваться друг с другом только ради знакомства».

Впервые оказавшись в арабской стране, я был рад тому, что на улицах и площадях можно здороваться с людьми, которых ты совершенно не знаешь, и на твоё приветствие ответят с добродушной улыбкой. Прекрасная сунна нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, всё ещё живёт среди мусульман, хотя готовых поздороваться со случайным прохожим на улице откровенно мало.

Детские стереотипы о незнакомцах, у которых нельзя брать конфеты, глубоко укоренились в нашем сознании, так что мы избегаем лишних контактов с посторонними. А как представишь, сколько развелось сектантов или террористов, скрывающихся под личиной нормальных людей, но остающихся в поле зрения правоохранительных органов, так желание поздороваться со случайным встречным и вовсе отпадает.

И всё же ислам учит нас быть приветливыми и здороваться друг с другом, даже если мы нечаянно пересекаемся на улице, перед вдохом в здание или в мечети. Даже если мы не знакомы, пожелать мусульманину мира и благополучие — это самое малое, что мы можем сделать для него. А ведь как это много!

Бывает, что идёшь по улице, весь такой задумчивый, погружённый в свои думы и тревоги, со стороны, наверное, кажешься угрюмым, хотя сам и не замечаешь этого, и тут мимо проходит верующий, которого ты даже не знаешь, и, улыбаясь, здоровается с тобой. Сразу на душе становится легче, и тепло разливается по телу, и ты ощущаешь его где-то под кожей на руках и на лице.

Для каждого из нас важно знать, что мы не одиноки и что рядом есть люди, с которыми можно поделиться радостью или бедой. Это особенно актуально в наше время, в больших городах, когда вокруг толпы людей, но ты ощущаешь себя среди них совершенно чужим, оторванным от чего-то важного, необходимого. В свете этого по-новому звучат слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, как вы можете возлюбить друг друга? Приветствуйте друг друга миром» [Муслим].

Не просто здоровайтесь друг с другом, а искренне желайте друг другу мира, здоровья и благополучия, встречайте друг друга с приветливым лицом и доброй улыбкой. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был настолько приветливым со своими сподвижниками, что им казалось, что он проявляет к ним особое расположение.

‘Амр ибн аль-‘Ас, один из знатных курайшитов, не был первым среди мусульман. Он принял ислам лишь после подписания Худайбийского мира, а прежде препирался с негусом Абиссинии, чтобы вернуть в Мекку бедных мухаджиров. Тем не менее Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, искренне радовался каждой встрече с ‘Амром. А когда после битвы при Муте он назначил ‘Амра командовать ополчением из трёхсот воинов, тот решил, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, любит его сильнее, чем других мусульман.

‘Амр рассказывал, что он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кого из людей ты любишь больше всего?» Он ответил: «‘Аишу». ‘Амр спросил: «А из мужчин?» Он ответил: «Её отца [Абу Бакра]». Он спросил: «А потом кого?» Он сказал: «‘Умара». ‘Амр рассказывал: «Потом он перечислил других людей, и я умолк, опасаясь, что окажусь последним» [аль-Бухари 4100, Муслим 2384].

Отчего же мы перестали улыбаться друг другу и ходим с мрачными лицами? Мы пользуемся удобствами, о которых многие даже в наше время, не говоря уже о прошлых столетиях, могут только мечтать. И тем не менее мы недовольны своим положением и мало благодарим Аллаха. И за то, что можем излечиваться от тяжёлых болезней, и за то, что можем изучать труды великих имамов, не выходя из дома, и за то, что можем путешествовать по свету, созерцая дивные знамения нашего Господа.

Мы сетуем на то, что для нашей уммы наступили самые тяжёлые времена, забывая о том, через какие трудности проходили наши праведные предшественники. Разве легко было верующим, когда орды монголов опустошали их города и армии крестоносцев одна за другой накатывались на их земли? И куда можно было сбежать от деспотичного султана, которому вздумалось воевать со своим братом или соседом-мусульманином?

Нет, во многих отношениях сегодня совершать праведные дела и избегать больших грехов проще, чем в прошлом, и самые разные испытания, выпадающие на нашу долю, не должны приводить нас в отчаяние. Уверовав в Аллаха, мы уже выбрали для себя крутую тропу, на которой каждая терния, каждое препятствие приближают к Его довольству и высоким Райским садам.

Признаюсь, меня очень тревожит стена, которую многие мусульмане, ведясь на происки лукавого, выстраивают между собой и всеми остальными. Они изолируются от общества, имея множество возможностей прийти в него для того, чтобы обучать людей добру и благочестию. Некоторые из нас не здороваются с соседями, потому что те не уверовали или не совершают молитву. Беседуя между собой, они окидывают «других» укорительным взглядом и мало что делают для того, чтобы показать им ислам с наилучшей стороны.

Верующих вокруг действительно мало. Но когда их было по-настоящему много? И разве это повод для того, чтобы мы вели себя так, как раньше вели себя мекканские язычники, заслужившие укора Всевышнего: 

«Проходя мимо них, они подмигивали друг другу, возвращаясь к своим семьям, они возвращались радостными, а при виде их они говорили: "Поистине, они впали в заблуждение"» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 30-32).

Это поведение тех, кто не познал Аллаха и обольстился собой. Но мы не можем обольщаться собой и обижаться на других. Люди нуждаются в знании об Аллахе, которое принадлежит не нам одним, и для того, чтобы делиться этим знанием, нужно искренне желать людям добра, невзирая на их невежественные слова и поступки. Как же мы собираемся нести в их сердца свет ислама, если не хотим даже улыбнуться им в лицо или поздороваться с ними?

Тут мне могут возразить, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Не приветствуйте иудеев и христиан первыми, а при встрече с ними вытесняйте их на самую узкую часть её» [Муслим 4147].

Опираясь на этот текст, большинство имамов прошлого говорили, что мусульманин не должен первым здороваться с теми, кто не исповедует ислам, и многие учёные повторяют это вслед за ними, опасаясь возразить признанным авторитетам. Но они не принимают во внимание обстоятельства, в которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал те слова, а ведь они совершенно отличаются от нынешних условий. Особенно когда это касается мусульманских меньшинств, разбросанных по всему свету.

Мы знаем, что нашему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, прислуживал еврейский мальчик, и, когда он смертельно заболел, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, навестил его и тот перед смертью произнёс свидетельство веры и умер мусульманином [аль-Бухари 1356, Абу Давуд 3095]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда сам не прижимал своих соседей-иудеев к стене, если они встречались ему на пути, и никто из его сподвижников не поступал так. Он не был грубым и дерзким, и Кур`ан напоминает нам, что незлобивость была присуща ему, как и другим Божьим посланникам.

Однако же на заре ислама Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его товарищи натерпелись мучений от язычников и от людей Писания, которые не раз предавали их. Между верующими и «другими» была откровенная вражда, и в таких условиях мусульманам было запрещено первыми здороваться с теми, кто не из них. В последующие века «мир ислама» был противопоставлен «миру войны», в котором мусульмане были ущемлены в правах и не имели возможности свободно исповедовать и распространять свою религию, и поэтому законоведы не видели оснований для того, чтобы менять отношение к вопросу приветствия между верующими и «другими».

В наше время общины мусульман проживают практически во всех странах, и в некоторых странах Запада мусульмане имеют больше возможностей свободно исповедовать ислам, чем у себя на родине, где большинство населения — этнические мусульмане. Оказавшись в эмиграции, независимо от причин, которые подтолкнули их на такой шаг, мусульмане создают исламские центры, открывают мечети и школы, занимаются благотворительной деятельностью и призывают людей к Аллаху.

Если в прошлом от лица ислама говорили имамы и факихи, люди глубоко религиозные и образованные, то сегодня каждый, кто посещает мечеть или носит тюбетейку, а иногда даже просто говорит на арабском языке или урду, становится послом ислама в глазах обывателей. И если пакистанец или турок, поселившийся в каком-нибудь европейском городке, не будет здороваться с соседями, руководствуясь фетвой благочестивых шейхов, то каким будет отношение к нему и к его религии со стороны этих людей?

Поэтому в данном вопросе целесообразно следовать не мнению большинства, а более прагматичной фетве таких выдающихся факихов, как Ибрахим ан-Наха‘и и ‘Алкама ибн Кайс, которые разрешали здороваться с людьми Писания первыми, если это в интересах мусульман или, например, если родственные узы связывают их с теми людьми. Имам аль-Ауза‘и по этому поводу сказал:

«Если ты поздороваешься [с ними первым], то праведные люди поступали так же, и если ты не станешь здороваться, то праведные люди поступали так же» [Зад аль-ма‘ад 2/424].

Путь, который нам оставил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не был «окаменелым» сводом законов. Вместо этого он научил нас принципам, благодаря которым мы можем наладить свою жизнь в соответствии с замыслом Всевышнего и целями Его Шариата. Пользуясь свободами, которые Всевышний установил для нас даже в сфере правотворчества, мы должны самостоятельно определить, что лучше для человека и общества. А лучше всегда то, что легче, если оно не содержит ничего греховного, и то, в чём больше доброты. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха:

«Поистине, Аллах добр и любит доброту, и Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего нельзя добиться суровостью или чем-то иным» [Муслим 2593].

Этот метод, который позволил нашему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, за два с лишним десятилетия воспитать целое поколение благороднейших людей, изменивших мировую историю, действует и сегодня. Более того, это единственный из всех путей, который может привести целые народы и общества к Богу. И поэтому мы, мусульмане, не имеем права довольствоваться поверхностными суждениями и краткосрочными решениями.

Злоба и ненависть, даже если они живут только внутри нас, рано или поздно выливаются наружу и передаются окружающим (а потом возвращаются и к нам самим). Как и доброта, которую люди замечают и в тёплой улыбке, и в смиренной походке, и в спокойной жестикуляции. Люди обязательно замечают доброту, и даже если она удивляет их, в их уставшие сердца всё равно западает семя надежды, которое может прорасти с позволения Аллаха.

 

По материалам: https://e-minbar.com/

Комментарии Вход