О Пророк Мухаммад ﷺ, научи меня
Важный род деятельности, которым занимался Посланник Божий ﷺ и который является самым ценным среди других, – это просвещение. Пророк ﷺ привёл нам удивительный пример, на который необходимо обратить особое внимание: «Мусульмане подобны строению». Общество и наша умма подобна строению. Строителями же, которые укладывают кирпичики в стройные ряды, являются учителя. Попадаются и безнравственные учителя, которые вставляют кирпичи не на своё место, и это влияет на строение всей мусульманской уммы.
Необходимо обращать внимание на внешний вид учителя. У Посланника Господа ﷺ было самое красивое и приятное лицо, от него исходил приятный запах. Сам Всевышний сделал Пророка ﷺ таковым, и он сам старался выглядеть хорошо. Посланник Всевышнего ﷺ любил благовония, надевал самую красивую одежду, ухаживал за своей бородой, умащивая её ароматными благовониями, ухаживал за собой несмотря на то, что и без того был самым красивым среди людей. Пророк ﷺ раскрывает нам секрет такого поведения: все пророки были ниспосланы с красивой внешностью и прекрасной речью. Это притягивает к ним людей, ведь, как правило, при встрече с таким характером душа человека становится более открытой и доверчивой.
Когда встречаешь человека с красивой внешностью, глаза и сердце радуются. Если учитель войдёт в класс с неприятным запахом, неприглядным видом, в потрёпанной или разноцветной одежде представьте: как ученики встретят его?
Есть такие учителя, которые открывают у своих подопечных талант, а другие же наоборот – препятствуют получению знаний, даже если ученик старательный.
Равенство среди учащихся
Ещё одним важным качеством учителя является равное отношение к учащимся. Это касается даже взгляда на того или иного ученика. Пророк ﷺ одинаково смотрел на сподвижников.
Случается так, что учитель в течение всего урока уделяет внимание только определённой части аудитории, или определенным учащимся, или только первому ряду. Это считается притеснением по отношению к остальным учащимся. На это следует обращать особое внимание. Посланник Аллаха ﷺ упрекал себя даже за неравномерность взора на сподвижников.
Раскрытие талантов
Важнейшей задачей учителя является раскрытие талантов учеников. Пророк ﷺ говорил:
«Наиболее знающим фараиз (распределение наследства) из вас является Зайд ибн Сабит»,
«наиболее знающим халяль и харам из вас является Муаз Ибн Джабаль».
О сподвижнике Али (да будет Господь доволен им) Пророк ﷺ говорил:
«Я – город мудрости, а Али – его врата».
Наш господин Абу Бакр (да будет Господь доволен им) толковал сны в присутствии Посланника Божьего ﷺ. Он и Умар Ибн Хаттаб (да будет Господь доволен ими) были для него словно министры и помощники. Именно в раскрытии талантов заключается миссия учителя. Кто подарит сегодня обществу грамотных, знающих врачей, инженеров, журналистов, учёных-богословов, муфтиев, если не будет учителей? Если учитель не будет уделять внимание раннему раскрытию талантливых, одарённых учеников и не направит их в нужное русло, то наше общество просто провалится. И без того заметно, как оно следует своим желаниям, будучи воспитано на рекламе и всевозможных увеселениях.
В обучении нет монополии!
Преподавание не является монополией и занятием исключительно учителей в средних школах. Каждый человек может стать учителем и может получить вознаграждение за обучение других. Пророк ﷺ изрёк:
«Поистине, Аллах и Его ангелы, жители небес и земли, даже муравьи в своём муравейнике и даже кит благословляют того, кто обучает людей добру».
Учитель, обучающий суре «аль-Фатиха», хорошим нравам или чему-то ещё благому, гармонично взаимодействует с миром. Всевышний заставляет всех, кто обитает во Вселенной, благословлять и прощать грехи учителя. Нет более достойного, чем это.
Просвещение – это ответственность
Просвещение – это общественная ответственность, ответственность, которая замещает Посланника Всевышнего ﷺ. Однажды Пророк ﷺ разгневался, когда увидел, как образованные просвещённые люди не обучают своих соседей, которые нуждались в знаниях. Тогда Посланник Господа ﷺ прочитал проповедь в мечети и рассказал, что случилось с теми людьми, которые не просвещают своих родителей, не обучают их религии, и повторил это три раза. После этого некоторые сподвижники отправились в один из районов Медины, где проживала такая семья. Они сказали этим людям, что, быть может, Пророк ﷺ имел в виду их, ведь они – обладатели знаний, а их соседи – незнающие. Эта семья пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и спросила, на самом ли деле он имел в виду их. На что Пророк ﷺ ещё раз повторил свои слова о необходимости просвещения и ответственности за это.
Мы часто пренебрегаем исправлением ошибок наших близких. Когда замечаем ошибки соседа, своего друга или коллеги по работе, мы должны считать важным для себя напомнить ему, как правильно следует поступать. Распространение знаний – миссия всех мусульман в этом мире.
О Мухаммад ﷺ, научи меня
Однажды, когда Посланник Божий ﷺ находился в путешествии, его остановил бедуин, взяв уздечку его животного, и попросил: «Научи меня тому, что принесёт мне пользу. Наставь меня». Пророк ﷺ повернулся в сторону сподвижников, которые, конечно, рассердились на то, как этот бедуин осмелился остановить самого Посланника Всевышнего ﷺ. Пророк ﷺ сказал бедуину:
«Поистине, ты встал на правильный путь».
Пророк ﷺ поддержал его и обрадовал тем, что тот находится на пути поиска знаний.
Нам тоже надлежит также поступать: каждый раз, когда мы встречаем человека, стремящегося к знаниям, нам необходимо поддержать его. Очень важно желание человека приобрести знания. Обучение не имеет определённой формы, человек может учиться и обучать в любой удобный момент.
Поистине, я ниспослан как учитель
Ответственность обучения – это следование за Пророком ﷺ. Представьте, как много вы получите, если будете следовать за Посланником Божьим ﷺ! Как много сокровенного приобретёте от слов Всевышнего (смысл):
«Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31).
Мухаммадрасул Загиров (Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа)
По материалам: http://islam.ru/