Обманутые временем
«Время – меч, и если ты не разрубишь его, оно перерубит тебя» (Имам Аш-Шафии).
«Два года назад Ж. начал посещать уроки по обучению намазу и чтению Кyр`ана. В его жизни произошло событие, которое подтолкнуло его к такому решению. Он вознамерился прочитать полностью Кyр`ан с учителем, чтобы снискать этим благодать и облегчить своё состояние. Он также решил начать совершать намаз.
В первый месяц занятий Ж. не пропустил ни одного урока и уже почувствовал облегчение. В следующем месяце он пропустил несколько занятий, а его состояние продолжало улучшаться.
По мере улучшения состояния Ж. начал больше времени уделять работе, друзьям, отдыху. Затем он начал чаще пропускать уроки и в конце концов вовсе забросил чтение Кyр`ана и намаз. Вектор его интересов сместился с благородной цели на решение бытовых вопросов. Он иногда вспоминал о своих уроках, но решил отложить завершение чтения Священной Книги на неопределённое время, а молитву он совершал от случая к случаю.
Семья, работа и быт отвлекли его настолько, что он не мог найти время для Кyр`ана. А если быть честнее, его отвлекли: хорошее самочувствие, финансовое благополучие и эго, повелевающее творить зло. Он был уверен в том, что успеет закончить начатое, но забыл о быстротечности времени. Так прошло два года, а времени для исполнения поставленной цели так и не нашлось.
В жизни Ж. вновь произошло событие, которое его очень расстроило. Он уволился с работы, перестал встречаться с друзьями и закрылся в своём доме. Он вспомнил себя двухлетней давности. Печаль и тревога овладели им настолько, что улыбался он только детям, и то через силу.
Ему было очень стыдно перед Всевышним, но он не терял надежды на Его милость. Он продолжил чтение Священного Кyр`ана с того места, где остановился. Теперь покой и отдых он находил лишь в молитвах. Он часто каялся и просил Всевышнего помочь ему в делах религии и уберечь от всякого зла.
Он понял, что, если бы не те испытания, с которыми он столкнулся, он так и не начал бы вновь совершать намаз, и не продолжил бы чтение Кyр`ана. Когда это дошло до его сердца, он впервые за много дней улыбнулся искренне, не ради детей и жены. Он почувствовал заботу Всевышнего.
Он понял, что эти испытания были уроком для него, и через них Всевышний воспитал в нем покорность и научил служению Себе. Всевышний таким образом спас Своего раба от наказания в Ахирате за не совершённые намазы».
Если отдаться течению времени в надежде на долгую жизнь, можно не успеть совершить главные дела, растворившись во второстепенных. Предположим, человеку сообщат о том, что ему осталось жить год. Такая новость не обрадует его, но заставит задуматься о том, как бы ему хотелось провести остаток жизни.
В таком случае все бытовые дела просто уйдут на задний план, потому что нужно успеть совершить самое важное: укрепить связь с Всевышним благодаря служению Ему и искреннему покаянию.
Если у нас получится прочувствовать то, что чувствует человек, которому остался только год или того меньше, мы начнём ценить жизнь по достоинству, и это поможет нам рационально использовать время.
Хасан Аль-Басри стоял у могилы своего товарища после его погребения, а потом повернулся к человеку, стоявшему рядом с ним, и спросил: «Как ты думаешь, что бы он сделал, если бы вернулся на этот свет?»
Человек ответил: «Он попросил бы у Аллаха прощения, молился бы и совершал бы побольше праведных дел».
Тогда Хасан аль Басри сказал: «У него такой возможности не будет, а у тебя она ещё есть!»
День смерти, как и рождения, уже определён, но пока мы живы, есть возможность, о которой говорит Хасан Аль-Басри – подготовиться к встрече со Всевышним.
Надежда на долгую жизнь порождает прокрастинацию [1] по отношению к религиозным обрядам, в то время как мусульмане должны в течение дня совершать своевременно пять намазов, не говоря уже о дополнительных и желательных видах поклонения. Намаз и есть та особая вервь, держась за которую, человек укрепляет связь с Богом. Но как же укреплять эту связь, если не планировать свой день в соответствии со временем молитв? Будучи неорганизованным человеком, невозможно соблюсти ежедневное поклонение, которое в приоритете над другими делами.
Обманутые временем, мы строим большие планы. Не успев вкусить плодов своих «трудов» и не насытившись жизнью, нам приходится прощаться с нею. Разумно поступил тот, кто не стал растрачивать время на накопление мирских богатств и не стал привязываться к этому миру.
Марьям Алибегова
По материалам: https://islamdag.ru/
[1] Прокрастина́ция – склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам