Образование - требование Ислама
Образование и грамотность – главные требования Ислама. Всевышний Аллах сказал ангелам, что Адам будет халифом земли, научил его именам всего сущего и сделал его выше ангелов.
В Кyр`ане образование упоминается более чем в 600 аятах, которые призывают мусульман быть грамотными. Не зря в одном из аятов сказано:
«Разве равны знающий и не знающий?».
Есть много хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно образования и грамотности. Однако следующий хадис объясняет важность и достоинства образования:
«О, Абу Зарр, выучи с утра один аят из Кyр`ана, и это будет лучше 1000 ракаатов дополнительных намазов, также выучи один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа, Мукаддима,16).
Путь знания – это путь к Раю. Если мы обретаем знания и приносим пользу другим и станем причиной их уверования, то получим саваб согласно следующему хадису:
«Если Всевышний Аллах направит человека на правильный путь по вашей причине, то это лучше для вас, чем этот мир и все в этом мире» (Бухари, Джихад 102).
Мы знаем из истории, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам учил своих сподвижников. Образование и просвещение позволяют мусульманину совершать свое поклонение в совершенстве. Не имея достаточных религиозных знаний, мы нередко становимся жертвами недоброжелателей, а также можем иметь ошибки в поклонении. Если мы посмотрим на историю, то увидим, что невежество разделило мусульманское общество, спровоцировало раскол и кровопролитие и запятнало имя Исламского мира. Учитывая, что история повторяется, наша молодежь должна учиться на ошибках прошлого. Если мы, как старшее поколение, не будем учить молодых людей и подростков, которые приходят в мечеть, тому, что знаем, если мы не будем поощрять их религиозную грамотность наряду со светским образованием, пострадаем мы все.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изучал учение шариата под руководством ангела Джибриля (мир ему). Это, вероятно, означает, что обучение должно проводиться учителем, а не только по книге. В обучении преподавателя есть система. Первый источник религиозного образования – мечеть. Этой цели служат курсы обучения грамоте, организованные в мечетях по всей стране. В любом веке мусульмане получали религиозное образование в мечетях.
Однажды Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) проходил по рынку Медины и, увидев, как люди поглощены мирской суетой, торговыми сделками, встал среди них и крикнул:
– Какие же вы слабые, о, жители Медины!
– В чём же наша слабость, о Абу Хурайра?
– Наследство Пророка (мир ему и благословение) раздают, а вы находитесь тут, почему бы вам не пойти и не взять свою долю?
– А где его раздают, о Абу Хурайра?
– В мечети.
Люди немедленно направились в мечеть. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) подождал, пока они вернутся. Когда они его увидели, то сказали:
– О Абу Хурайра, мы пришли в мечеть, но ничего там не раздавали.
– Вы никого не заметили в мечети? – спросил их Абу Хурайра.
– Там одни совершали намаз, другие читали Кyр`ан, а третьи обсуждали.
– Горе вам, это и есть наследство Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)!
Конечно, не все могут быть образованным и учёными. Но первая религиозная грамотность нужна. Ей обучают в мечетях.
Наша религия требует правильного воспитания подрастающего поколения. Подростки и молодые люди занимают особое место в обществе. Молодежь – будущее общества. И для сильного будущего нам нужно уделять особое внимание молодежи. Если мы посмотрим на историю Ислама, мы увидим, что сначала к религии обратились молодые люди. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил молодых людей, обратившихся в религию, воздерживаться от всех видов зла и аморальных поступков.
Мало кто знает, что подавляющее большинство первых мусульман в истории были молодые люди. Их место и важность в религии, их значительный труд золотыми буквами вписаны в историю. Молодые сподвижники были более активными, чем другие, поддерживали Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и проявляли большое рвение в распространении Ислама.
Большинство великих сподвижников, ставших светочами Ислама, были молодыми людьми того времени. Лишь немногим из первых мусульман было больше 50 лет, некоторым было больше 35 лет, а большинству из них было меньше 30 лет. Например, Хазрату Али (да будет доволен им Аллах) было 10 лет, когда он принял Ислам. Подвиг великого героя истории Али стал легендой в возрасте от 20 до 30 лет. Зайд ибн Харис, приемный сын Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стал мусульманином в возрасте 15 лет. Абдулле ибн Мас'уду и Зубайру ибн аль-Авваму было 16 лет, Талхе ибн Убайдуллаху, Абдур-Рахману ибн Ауфу, Аркаму ибн Аркам и Са'ду ибн Абу Ваккасу 17 лет, когда они приняли Ислам. Мусхабу ибн Умайру было 18 лет, Абдулле ибн 'Умару было 13 лет, а Джафару ибн Абу Талибу было 22 года. Да, таким образом можно продолжать этот список.
Вот несколько примеров весомой работы молодых сподвижников: В 616 году, когда имело место второе переселение в Абиссинию, переселенцами руководил Джафар ибн Абу Талиб. Ему тогда было всего 25 лет. Этот 25-летний сподвижник встал перед абиссинским королем Наджаши и призвал его к Исламу. Мусхаб ибн Умайр был отправлен в Медину в возрасте 25 лет учителем. Его деятельность была настолько велика, что в течение года он стал причиной принятия Ислама многих жителей Медины.
Зайд ибн Сабит, известный сподвижник из Медины, выучил ассирийский язык всего за 17 дней, затем иврит, и стал писарем Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он писал письма иностранным королям. Когда Пророк умер в 632 году, ему был всего 21 год. Во время халифата Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) он был председателем комиссии по собранию Корана в виде книги и занимал высокий ответственный пост. Ему тогда было 22 года.
Молодые люди становятся строителями или разрушителями будущего одного государства. Молодые люди помогают одной нации оставаться нацией. Молодые люди с верой в сердце и любовью к Родине и народу станут величайшей гарантией независимости государства. Если вы правильно воспитываете молодое поколение, ваше будущее будет сильным. А молодые люди, не имеющие своей позиции и мнения, будут у всех на поводу и станут бедой страны.
Духовное управление мусульман Казахстана, в свою очередь, устанавливает требования нашей религии к образованию. Мы должны ценить значительную роль Духовного управления в подготовке молодых специалистов и в системе образования. За достигнутыми уровнями религиозного образования, в свою очередь, следуют курсы религиозной грамотности в мечетях, затем в медресе, университетах, а также в магистратуре и докторантуре. Наши достижения и система религиозного образования не имеют аналогов ни в одной из постсоветских стран. Хотя в большинстве постсоветских стран есть религиозные школы, они не выдают государственных дипломов. Эти шахады действительны только для Духовного управления. А для нашего Университета «Нур-Мубарак» выделяются государственные гранты на обучение в магистратуре и докторантуре. Духовные управления соседних стран не могут похвастаться такими достижениями. Религиозные образовательные учреждения в соседних странах пока не достигли таких успехов.
В заключение хотелось бы отметить, что каждый из нас обязан получить образование. Наряду со светским образованием важно и религиозное образование. Если мусульманин пытается быть разносторонним, он не останется позади. Итак, давайте стремиться к знаниям, и стать конкурентоспособным обществом и государством.
Смайыл СЕЙТБЕКОВ, Заведующий Отделом образования и подготовки кадров ДУМК
По материалам: https://www.muftyat.kz/