Обязаны ли паломники, совершающие хадж, резать курбан?
Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определённое время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. Заколоть курбан (совершить жертвоприношение в праздник Ид Аль-Адха и последующие три дня) является для каждого мусульманина, который имеет для этого возможность, настоятельной сунной.
А человеком, у которого есть возможность совершить обряд жертвоприношения, считается тот, у кого есть достаточно пропитания на день праздника и последующие три дня ташрика, а также возможность купить пригодное животное для закалывания в качестве курбана. То есть такому человеку заколоть животное для курбана желательно (сунна), а не резать – нежелательно (караха).
Тем, кто находится в хадже, также желательно совершить жертвоприношение в праздник Ид Аль-Адха. После бросания камушков в праздничный день желательно сначала совершить жертвоприношение, затем сбрить волосы, затем совершить тавафул ифада (обязательный таваф).
В хадисе, рассказывающем о достоинстве жертвоприношения, написано:
«Самое любимое для Всевышнего в день жертвоприношения деяние – это жертвоприношение. В Судный день наше жертвенное животное придёт со своими рогами, копытами и шерстью. И кровь той жертвы, прежде, чем дойти до земли, доходит до Аллаха (то есть поднимается на высокий уровень). Принося жертву, радуйтесь и режьте лучшее» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Резать курбан для паломника, так же, как и для остальных мусульман, не является обязанностью. Однако если паломник совершает хадж вместе с умрой методом таматтуъ (сначала совершает умру, затем хадж) или киран (совершение обрядов хаджа и умры вместе, то есть совершение хаджа включает в себя и умру), он обязан совершить жертвоприношение в качестве штрафа (хадью), потому что те, кто вступил в хадж по способу таматтуъ и киран, облагаются штрафом в одного барана, если же человек не способен выплатить штраф, он должен соблюдать пост в течение 10 дней.
А паломник, вступивший в хадж методом ифрад (сначала совершение хаджа, а затем умры), не должен выплачивать штраф и, соответственно, не обязан совершать жертвоприношение, если только он не пожелает резать желательный курбан.
Штраф, возлагаемый на того, кто по способу таматтуъ или киран вступил в хадж, можно выплатить в день праздника или в последующие дни ташрика. Но некоторые учёные четырёх мазхабов говорят, что жертву таматтуа можно принести после завершения своей умры и до наступления дня Курбана (десятого дня месяца Зуль-Хиджа).
Современный учёный Алави Аль-Малики же пишет, что, учитывая нынешнее положение, к мнению этих учёных можно прислушаться. Было бы очень хорошо найти жителя Мекки (доверенного) и поручить ему совершить за вас жертвоприношение Курбан или другую жертву и раздать его тем, кому положено.
Можно также пойти и заключить договор с представителем одной из местных фирм, которые занимаются предоставлением услуг в этой сфере. Обычно для помощи паломникам турфирма назначает специального человека с опытом работы в этой сфере. Легче всего будет для паломника обратиться именно к этому человеку.
Да примет Аллах хадж, умру и другие благие деяния всех наших паломников и да воздаст им за это лучшей наградой! Амин!
Нурмухаммад Изудинов
По материалам: http://islamdag.ru/