Обязательны ли к соблюдению установления шариата, связанные с взаимоотношениями?
Ислам – последнее звено в цепочке божественных религий. Посредством «уахи» (божественных откровений) и Сунны исламская община получила необходимые установления, как связанные с мирской жизнью, так и касающиеся жизни вечной. Также как предписания, относящиеся к видам поклонений и форме их выполнения, повеления, связанные с семейным правом, торговлей, экономикой, вопросами наследства и иными аспектами повседневной жизни, подчинены установлениям, которые, в зависимости от ситуации, могут классифицироваться как фарды, ваджибы, сунны, мустахабы, харам или макрух. С другой стороны, признание одной части установлений Кyр`ана и отрицание другой части ведет человека к вероотступничеству.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (Ан-Ниса, 4/150, 151)
Исламские решения по какому-либо вопросу являются обязательными для верующих. Это может быть как повеление, так и запрет. Это может быть установление, связанное как с поклонением, так и с взаимоотношениями между людьми, такими как торговые и экономические сделки, заключение и расторжение брака и т.д. После того как исламом вынесено решение или категорический запрет по какому-либо вопросу, у верующих не остается другого выбора, так как установления Кyр`ана и Сунны, всесторонне охватывая социальные вопросы, дают самый лучший ответ на них, устанавливая естественное равновесие и гармонию в обществе. Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, этот Кyр`ан указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда. А тем, которые не веруют в Последнюю жизнь, Мы приготовили мучительные страдания» (аль-Исра, 17/9-10)
Есть много аятов, указывающих на обязательность следования всем приказам и запретам Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ. В этом вопросе нет разделения между поклонением и повседневными делами.
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и прекрасней по исходу» (ан-Ниса, 4/59)
Однако подчинение тем, кто обладает властью, ограничено теми повелениями, которые соответствуют исламу. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«В вопросах неподчинения Аллаху для раба нет повиновения и послушания» (Бухари, Ахкам, 4; Муслим, Имара, 39)
Следующий аят ясно говорит о необходимости следования в повседневных делах предписаниям ислама:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, и будут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (ан-Ниса, 4/65)
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб, 33/36)
Тем, кто не подчиняется повелениям Аллаха, направлено следующее предупреждение:
«Пусть же остерегаются те, которые противятся Его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (ан-Нур, 24/63)
С другой стороны, в суре «ан-Ниса», после установления долей наследства, повелевается:
«Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великий успех. А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника, и преступит Его ограничения, Он ввергнет в огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения» (ан-Ниса, 4/13-14)
Приказы и запреты, связанные с поклонением или повседневными взаимоотношениями, исходящие от Посланника Аллаха ﷺ, также являются обязательными. Об этом говорит Сам Аллах Всевышний в следующих аятах:
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (ан-Ниса, 4/80)
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 59/7)
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран, 3/31)
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Нормы торговых и экономических отношений в Исламе», стр. 24-26
По материалам: http://islamdinr.ru/