Отменяющие (насих) и отмененные (мансух) аяты

30 октябрь 2018 3560 0
Режим чтения

Одной из важных тем корановедения является обсуждение вопроса об «отменяющем» (ناسخ) и «отмененном» (منسوخ). Это очень длинная и многомерная тема. Мы не будем углубляться во все ее тонкости, а лишь обозначим основные моменты.

Отмена обозначается на арабском языке словом «насх» (نسخ). Его буквальный смысл – «стирать, компенсировать», а используемым значением этого термина является следующее:

رفع الحكم الشرعي بدليل شرعي

«Аннулирование правового веления посредством правового довода»

То есть иногда Аллах устанавливает определенное правило, специфичное для данного времени. Впоследствии по Своей безграничной мудрости Он отменяет это веление и вместо него вводит новое. Такое действие называется отменой (نسخ). Прежний, аннулированный приказ именуют отмененным (منسوخ), а новое веление называют отменяющим (ناسخ).

Разумное обоснование отмены

Иудеи полагают, что в отношении законов Аллаха не должно быть никакой отмены, и что, если б Аллах отменял Свои приказы, это означало бы (Боже упаси) смену Его взглядов с течением времени. Иными словами, по их мнению, отмена подразумевает то, что Аллах в какой-то момент считал Свое веление уместным, но впоследствии (Боже упаси) осознал ошибку и отозвал приказ: это обычно называют термином «буда» (بداء).

Такое возражение является просто надуманным, и если мы немножко поразмыслим, то увидим ошибку в этом мнении. Отмена не подразумевает смены взглядов, а означает издание приказов в соответствии с потребностями нового времени. Отменяющее отнюдь не говорит о том, что отмененное было неверным. Оно лишь указывает на ограниченное действие прошлого веления и тот факт, что прежний приказ был верным и правильным в тех временных рамках, когда он действовал, но теперь, со сменой обстоятельств, в силу вступает новое веление. Любой здравомыслящий человек без труда придет к выводу о том, что такое изменение в точности соответствует безграничной мудрости Аллаха. И оно ни в коей мере не оспаривает ее. Например, нельзя человека назвать настоящим врачом, если на все болезни он выписывает один и тот же рецепт. Доктор всегда производит необходимые изменения в лечении при изменении состояния пациента.

Это правило касается не только религиозных предписаний: весь мир функционирует в соответствии с данным принципом. Так, Аллах изменяет погоду, и мы наблюдаем смену времен года, дожди и засуху. Все эти изменения производятся в полном соответствии с мудростью Аллаха. Нужно быть глупцом, чтобы назвать такие изменения термином «буда» (بداء) и считать это изменением во взглядах Аллаха. Разве можно говорить, что Аллах, установив лето, тем самым признал ошибочность Своего веления о прошлой зиме? Именно так и обстоит дело с отменой религиозных предписаний: называть такое термином «буда» может только тот, кто совершенно пренебрег фактами и логикой.

Отмена не присуща только лишь велениям для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Она регулярно происходила и с приказами, которые передавались через других пророков. Несколько примеров тому мы находим в современных экземплярах Библии. Например, там говорится, что, согласно религиозному кодексу, который был при Иакове (Якубе, мир ему), можно было брать в жены двух сестер. И у самого пророка Якуба (мир ему) было в женах одновременно две сестры, Лия и Рахиль. (Библия. Книга Бытие, 29:23–30). Но это было запрещено в вероуставе при пророке Моисее (Мусе, мир ему). (Книга Левит, 18:18). Или, например, во времена пророка Ноя (Нуха, мир ему) можно было есть любое движущееся животное (Книга Бытие, 9:3), а при пророке Мусе (мир ему) многие из них были запрещены (Книга Левит, 11:7), Книга Второзаконие, 14:7). Еще один пример связан с разводом, который был полностью дозволен в эпоху пророка Мусы (мир ему). (Книга Второзаконие, 24:1–2). Во времена же пророка Иисуса (Исы, мир ему) развод разрешался, только если у женщины была внебрачная интимная связь. (Евангелие от Матфея, 19). Иными словами, есть ряд примеров в Ветхом и Новом Заветах Библии, когда прежнее веление отменялось новым правилом.

Различие в понимании термина «отмена» теологами ранней эпохи ислама и специалистами более недавнего прошлого

Теологи ранней эпохи ислама понимали термин «отмена» несколько иначе, чем специалисты недавнего прошлого. Рассмотрим мнения в хронологическом порядке. Ранние теологи понимали термин «отмена» в очень широком смысле: в него входило много того, что не считалось отменой более поздними специалистами. Так, если один аят ограничивался другим, они считали его отмененным. Поэтому, если то или иное правило описывалось в одном аяте общими словами, а в другом имелось более конкретное описание, ранние теологи называли первый из этих аятов отмененным, а второй – отменяющим. Это не означало полного прекращения действия первого веления, а лишь подразумевало отмену общего характера первого веления вторым аятом, который более конкретно описывал ситуацию. Например, Кyр`ан гласит:

وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّىٰ يُؤْمِنَّ

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (Кyр`ан, 2:221)

Здесь общее слово «многобожницы», на первый взгляд, подразумевает запрет на брак со всеми женщинами из данной категории: как с идолопоклонницами, так и с иудейками и христианками. Но в другом аяте сообщается:

وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ

«…и (дозволено вам жениться на) целомудренных женщинах из числа тех, кому было дано Писание…» (Кyр`ан, 5:5)

Эти слова указывают на то, что в ранее рассмотренном аяте под многобожницами понимаются те из них, что не относятся к людям Писания. Таким образом, второй аят ограничил общий характер первого и сообщил нам о том, что эта фраза относится к конкретной группе многобожниц. Ранние теологи считали такую ситуацию отменой и называли первый аят отмененным, а второй – отменяющим.

Позднее специалисты стали определять отмену в более узком смысле: веление называется отмененным, если оно полностью прекращает свое действие. Они не считают отменой ограничение общего характера правила. Поэтому в вышеприведенном примере, по их определению, отмены не происходит, поскольку запрет на брак с многобожницами продолжает действовать. Второй аят лишь разъяснил, что значение первого аята было не столь широким, чтобы включить в него также женщин из числа людей Писания, и подразумевало лишь тех многобожниц, что не являются таковыми.

Из-за указанной разницы в определениях ранние теологи в число отмененных записывали немалое количество аятов: даже при малых различиях в двух аятах один из них считался отмененным, а другой – отменяющим. Теологи более позднего периода считали отмененными лишь немногие аяты. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

Об отмене коранических велений

Отмена религиозных предписаний не была чем-то новым: это происходило и в случае с народами прежних пророков. Этот факт никто не оспаривает.

Некоторые веления были отменены и для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Так, имелось предписание об обращении в сторону Иерусалима во время намаза, но впоследствии оно было отменено, и мусульманам было велено обращаться в сторону Каабы. Это признается всеми мусульманами. (Джамалуддин Касими. Комментарий к Кyр`ану. – Египет: Иса Баби Хальби, 1376 г. х. – Том 1, стр. 32).

Но имеется различие во мнениях относительно того, происходила ли отмена велений в Кyр`ане. Иными словами, вопрос стоит в том, есть ли в Кyр`ане аяты, читаемые несмотря на отмену содержащихся в них предписаний. Большинство мусульман из числа Ахлюс-Сунна полагают, что в Кyр`ане есть аяты, предписания которых отменены. Но если брать мутазилитов, то Абу Муслим Исфахани (мутазилиты – практически исчезнувшая секта ранней эпохи Ислама. Абу Муслим Исфахани (живший в III – IV вв. х.; в IX–X вв. н. э.) – один из ее представителей) считал, что ни один аят не был отменен, и предписания каждого из них по-прежнему носят обязательный характер.

Некоторые иные теологи тоже выражали такое мнение. К ним присоединяется часть нынешних модернистов. Соответственно, те аяты, в которых явно говорится об отмене веления, они интерпретируют так, что эта отмена не принимается. Но на самом деле эта точка зрения крайне слаба. Приняв ее, человек будет вынужден выдумывать для некоторых аятов изощренные интерпретации, не удовлетворяющие принципам толкования слов Кyр`ана.

Те, кто не верит в наличие отмены в Кyр`ане, считают ее недостатком: а значит, Кyр`ан, по их мнению, не должен содержать ее. Но, как мы уже говорили, считать отмену чем-то неправильным – крайне недальновидно. Удивительно то, что, в отличие от иудеев и христиан, Абу Муслим Исфахани и его последователи не отрицали отмены во многих велениях Аллаха, и лишь в отношении аятов Кyр`ана они говорили об отсутствии отмены. Если считать отмену чем-то дефектным, то почему же тогда она имела место в некоранических велениях, ведь и они исходили от Аллаха? А если она не является дефектом для некоранических предписаний, то почему она должна считаться таковым в отношении Кyр`ана?

Высказывается аргумент о том, что наличие в Кyр`ане аятов, которые остаются лишь для их чтения, а не для практикования, противоречит Божьей мудрости. (Абдус-Самад Рахмани. Кyр`ан мухкам. – Индия, Деобанд: Маджлис магариф Коран, 1386 г. х. – Стр. 120).

Мы совершенно не понимаем, как можно прийти к такому выводу, если имеется целый ряд благоразумных причин для сохранения аятов, предписания которых отменены. Например, благодаря этому мы узнаем о той предусмотрительности, которая кроется за постепенным вменением религиозных доктрин, а также о мудрой манере прививания людям следования учению Аллаха. Кроме того, такие аяты указывают на хронологическую последовательность предписаний и обстоятельства, при которых они давались.

В нескольких местах Кyр`ана Аллах Сам говорит о тех велениях и предписаниях, которые действовали для прежних народов, но были отменены для последователей Мухаммада ﷺ. Например:

وَعَلَى الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ ۖ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلَّا مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ

«Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или у костей» (Кyр`ан, 6:146)

Очевидно, что Аллах рассказывает об отменном велении в качестве предостережения для мусульман. Если некоторые коранические аяты сохранились для этой цели, то разве это противоречит Божьей мудрости? Кроме того, разве может кто-нибудь утверждать, что может постичь мудрость, которая кроется за всеми действиями Аллаха, и в полной мере понять целесообразность каждого аята и его ниспослания? И если человек не может утверждать такое (а он точно не может этого), то как тогда можно отрицать веление Аллаха лишь из-за отсутствия знаний о мудрости и целесообразности Его предписания, действенность которого обосновывается религиозными принципами?

Поэтому те, кто отрицает наличие отмены в Кyр`ане, основывают свое предположение на неверном постулате. Посчитав, что отмена является дефектом, они не хотят ее видеть в Кyр`ане и в результате выдумывают неправдоподобные интерпретации некоторым аятам. Если б они поняли, что ничего дефектного в отмене нет, и она сообразуется с Волей Аллаха, то они бы интерпретировали аяты очевидным и общепринятым образом.

Кyр`ан гласит:

مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Когда Мы отменяем или заставляем забыть аят, то приводим тот, что лучше его или подобен ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?» (Кyр`ан, 2:106)

Любой, кто не предвзято рассмотрит данный аят, придет к выводу, что ясные предписания самого Кyр`ана свидетельствуют о существовании отмены. Абу Муслим Исфахани и его последователи, которые волей-неволей считают отмену дефектом, интерпретируют этот аят совершенно надуманным образом. Они утверждают, что речь в аяте идет лишь о гипотетической (теоретической) ситуации, и полагают, что здесь подразумевается: «Если б Мы отменили аят, Мы бы привели аят, что подобен ему или лучше него». Соответственно, они говорят, что на практике этого не произошло. В качестве доказательства ими приводится следующий аят:

إِن كَانَ لِلرَّحْمَٰنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ

«… Если б у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться» (Кyр`ан, 43:81)

То есть они утверждают, что, подобно тому как в данном аяте рассматривается исключительно гипотетическое условие, которое не подразумевает наличия у Аллаха сына, так и в ранее приведенном аяте из главы «Корова» тоже говорится о гипотетической ситуации, и это не свидетельствует о наличии отмененных аятов (Абдус-Самад Рахмани. Коран мухкам. – Стр. 21).

Но такая интерпретация неверна, поскольку если б отмены не было, то Аллах не говорил бы об этом даже в качестве гипотетической возможности. Кyр`ан не дает велений о том, что никогда произойти не может.

Если говорить об аяте о сыне, то между ним и аятом об отмене имеются колоссальные различия. Так, любой, кто читает его, понимает, что это исключительно гипотетическое предположение: «Если б у Аллаха мог бы быть сын, то я бы первым поклонялся ему, а поскольку это невозможно, то и вопрос о поклонении кому бы то ни было помимо Аллаха даже не стоит». А в аяте об отмене ее возникновение не является логически невозможным, и это признает даже Абу Муслим Исфахани, поэтому называть эти слова гипотетическими бессмысленно.

Еще более явным это становится при рассмотрении предпосылок ниспослания аята об отмене. В тот момент некоторые неверующие сказали, что Пророк ﷺ сначала велит своим последователям делать одно, а затем говорит этого не делать, выдавая новые инструкции. Аят стал ответом на подобные комментарии. Отсюда становится понятным, что ниспосланный аят описывает цель отмены, а не отвергает ее существование (Алуси. Рух-уль-магани. – Том 1, стр. 351).

Количество отмененных аятов в Кyр`ане

Как уже говорилось, ранние теологи достаточно широко понимали термин «отмена». В результате к числу отмененных они относили немалое количество аятов Кyр`ана. Но шейх Джалалуддин Суюти сообщал о том, что, в соответствии с определением специалистов более позднего периода, во всем Кyр`ане имеется лишь девятнадцать отмененных аятов (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

Впоследствии Шах Валиулла, специалист самого недавнего прошлого, провел подробный анализ всех девятнадцати аятов и посчитал лишь пять из них отмененными. В отношении остальных четырнадцати он предпочел ту интерпретацию, которая не приводит к их отмене. По многим из данных аятов аргументы, приведенные Шахом Валиуллой, выглядят весьма уместными и приемлемыми, но в отношении некоторых иных возможно другое мнение.

Перечислим пять аятов, которые он посчитал отмененными:

1) В главе «Корова» говорится:

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя имущество, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (Кyр`ан, 2:180)

Этот аят появился до ниспослания наследственных правил и указывал на то, что каждый обязан составить завещание до своей смерти, распределив имущество между родителями и иными родственниками. Затем появился отменивший его аят о наследовании:

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей…» (Кyр`ан, 4:11)

Здесь Аллах Сам установил нормы распределения наследуемого имущества. Обязанность по составлению завещания была снята.

2) В главе «Добыча» сообщается:

إِن يَكُن مِّنكُمْ عِشْرُونَ صَابِرُونَ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ يَغْلِبُوا أَلْفًا مِّنَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَفْقَهُونَ

«Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что те – люди не разумеющие» (Кyр`ан, 8:65)

Хотя аят представляет собой сводку определенной информации, он фактически является велением о запрете для мусульман сбегать с поля боя, если противник обладает десятикратным численным преимуществом. Впоследствии это предписание было отменено следующим аятом:

الْآنَ خَفَّفَ اللَّهُ عَنكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا ۚ فَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ صَابِرَةٌ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُمْ أَلْفٌ يَغْلِبُوا أَلْفَيْنِ بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ

«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ведь Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Кyр`ан, 8:66)

Этот аят облегчил бремя, наложенное ранее указанными словами из Кyр`ана: предельное численное преимущество противника было сокращено с десяти - до двукратного. С этого момента нельзя было сбегать в том случае, если противников не более чем в два раза больше.

3) Еще один аят, который Шах Валиулла считал отмененным, был следующим:

لَّا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاءُ مِن بَعْدُ وَلَا أَن تَبَدَّلَ بِهِنَّ مِنْ أَزْوَاجٍ وَلَوْ أَعْجَبَكَ حُسْنُهُنَّ

«(Помимо этого) тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя…» (Кyр`ан, 33:52)

Здесь говорится о запрете для Пророка ﷺ на вступление в новый брак. Впоследствии это было отменено тем аятом, который предшествует ему в нынешней последовательности глав и аятов Кyр`ана:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ

«О, Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их брачный дар…» (Кyр`ан, 33:50)

Шах Валиулла и некоторые иные теологи полагают, что этот аят отменил прежнее предписание, но на самом деле отмена в данном аяте не является определенной. Объяснение, данное шейхом Ибн Джариром, представляется весьма ясным и простым. Он сказал, что два аята были ниспосланы в том же порядке, в котором они расположены ныне: в 50-м аяте («О, Пророк! Мы….») Аллах назвал определенные категории женщин, дозволенные Пророку ﷺ, а в 52-м («(Помимо этого) тебе не дозволено…») было указано на то, что со всеми иными женщинами в брак вступать ему нельзя (Ибн Джарир. Тафсир).

4) Отмененным Шах Валиулла также считал аят из 58-й главы:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَأَطْهَرُ ۚ فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Уверовавшие, когда вы тайно обращаетесь к Посланнику, вы предварите консультацию милостыней. Так лучше для вас и чище. Но если не найдете ничего, то ведь Аллах – Прощающий и Милосердный» (Кyр`ан, 58:12)

Этот аят отменен следующим:

أَأَشْفَقْتُمْ أَن تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَاتٍ ۚ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ

«Неужто испугались предварять свою беседу тайную милостыней? Так, если вы не сделали того, и ваше покаяние принято Аллахом, то совершайте намаз, платите закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (Кyр`ан, 58:13)

Таким образом, веление о милостыни перед консультацией с Пророком ﷺ было отменено.

5) Последним отмененным аятом назывался следующий:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ◌ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ◌ نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا

«О, закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того…» (Кyр`ан, 73:1–3)

Здесь говорилось о простаивании половины ночи в богослужении, но впоследствии предписание было отменено:

عَلِمَ أَن لَّن تُحْصُوهُ فَتَابَ عَلَيْكُمْ ۖ فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ

«Он знает, что вы не в состоянии так делать регулярно, поэтому Он обратился с милостью к вам. Читайте же из Кyр`ана легкое для вас количество текста» (Кyр`ан, 73:20)

Шах Валиулла говорил, что хотя тахаджуд (дополнительный намаз поздней ночью) и до этого не был обязательным, но его значение подчеркивалось, и длительность была больше. Впоследствии ослаблено было и выделение данной молитвы, и указание в отношении ее длительности.

Мы перечислили пять аятов, в которых произошла отмена. При этом указаны лишь те пять примеров, где и отменяющее, и отмененное находятся в самом Кyр`ане. Есть немало случаев, когда отменяющее не входит в Кyр`ан: например, так произошло со сменой направления намаза.

Заключение

Данная глава была посвящена разъяснению того факта, что отмена аятов не является (Боже упаси) дефектом, от которого нужно избавлять Кyр`ан. Отмена в полной степени соответствует Божьему плану, поэтому не следует искать замену значению аятов, если оно свидетельствует о наличии отмененных аятов. Если интерпретация аятов соответствует принципам толкования Кyр`ана, ничто не мешает принять ее, даже если это приводит к причислению аята к категории отмененных.

Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи, из книги «‘Улум аль-Кур’ан»

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход