Пищевые запреты в Исламе
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник ﷺ будет направлять людей в данном вопросе:
«ОН ПОВЕЛИТ ИМ СОВЕРШАТЬ ОДОБРЯЕМОЕ И ЗАПРЕТИТ СОВЕРШАТЬ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОЕ, ОБЪЯВИТ ДОЗВОЛЕННЫМ БЛАГОЕ И ЗАПРЕЩЁННЫМ – СКВЕРНОЕ, ОСВОБОДИТ ИХ ОТ БРЕМЕНИ И ОКОВ. ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРУЮТ В НЕГО, СТАНУТ ПОЧИТАТЬ ЕГО, ОКАЖУТ ЕМУ ПОДДЕРЖКУ И ПОСЛЕДУЮТ ЗА НИСПОСЛАННЫМ ВМЕСТЕ С НИМ СВЕТОМ, НЕПРЕМЕННО ПРЕУСПЕЮТ» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Кyр`ане и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«ОН ТАКЖЕ СОТВОРИЛ СКОТ, КОТОРЫЙ ПРИНОСИТ ВАМ ТЕПЛО И ПОЛЬЗУ. ВЫ ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЕГО В ПИЩУ» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«АЛЛАХ – ТОТ, КТО СОЗДАЛ ДЛЯ ВАС СКОТИНУ, ЧТОБЫ НА НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ ВЫ ЕЗДИЛИ ВЕРХОМ, А ДРУГИМИ – ПИТАЛИСЬ» (40:79)
«ОН СОТВОРИЛ КОНЕЙ, МУЛОВ И ОСЛОВ, ЧТОБЫ ВЫ ЕЗДИЛИ НА НИХ ВЕРХОМ И ДЛЯ УКРАШЕНИЯ. ОН ТВОРИТ ТАКЖЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ НЕ ВЕДАЕТЕ» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«ВАМ ЗАПРЕЩЕНЫ МЕРТВЕЧИНА, КРОВЬ, МЯСО СВИНЬИ И ТО, НАД ЧЕМ НЕ БЫЛО ПРОИЗНЕСЕНО ИМЯ АЛЛАХА (ИЛИ ЧТО БЫЛО ЗАРЕЗАНО НЕ РАДИ НЕГО), ИЛИ БЫЛО ЗАДУШЕНО, ИЛИ ЗАБИТО ДО СМЕРТИ, ИЛИ ПОДОХЛО ПРИ ПАДЕНИИ, ИЛИ ЗАКОЛОТО РОГАМИ ИЛИ ЗАДРАНО ХИЩНИКОМ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ УСПЕЕТЕ ЗАРЕЗАТЬ ЕГО, И ТО, ЧТО ЗАРЕЗАНО НА КАМЕННЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ (ИЛИ ДЛЯ ИДОЛОВ), А ТАКЖЕ ГАДАНИЕ ПО СТРЕЛАМ. ВСЁ ЭТО ЕСТЬ НЕЧЕСТИЕ. СЕГОДНЯ НЕВЕРУЮЩИЕ ОТЧАЯЛИСЬ В ВАШЕЙ РЕЛИГИИ. НЕ БОЙТЕСЬ ЖЕ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ. СЕГОДНЯ Я РАДИ ВАС УСОВЕРШЕНСТВОВАЛ ВАШУ РЕЛИГИЮ, ДОВЁЛ ДО КОНЦА МОЮ МИЛОСТЬ К ВАМ И ОДОБРИЛ ДЛЯ ВАС В КАЧЕСТВЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМ. ЕСЛИ ЖЕ КТО-ЛИБО БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ПОЙТИ НА ЭТО (НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАПРЕЩЁННЫХ ПРОДУКТОВ) ОТ ГОЛОДА, А НЕ ИЗ СКЛОННОСТИ К ГРЕХУ, ТО ВЕДЬ АЛЛАХ – ПРОЩАЮЩИЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«ВАМ ДОЗВОЛЕНЫ МОРСКАЯ ДОБЫЧА И ЕДА ВО БЛАГО ВАМ И ПУТНИКАМ, НО ВАМ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТНИЧЬЯ ДОБЫЧА НА СУШЕ, ПОКА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ИХРАМЕ. БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, К КОТОРОМУ ВЫ БУДЕТЕ СОБРАНЫ» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис:
«Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки).
В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Кyр`ане (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.):
«Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего ﷺ в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника ﷺ, назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
По материалам: https://islam.global/