Почему именно Аравийский полуостров стал колыбелью Ислама?
Прежде, чем начать разговор о жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также об аравийском полуострове, где он вырос и был избран Всевышним Аллахом из числа его жителей в качестве Пророка, мы попытаемся пролить свет на Божественную Мудрость, заключающуюся в том, чтобы его, да благословит его Аллах и приветствует, пророческая миссия зародилась именно в этой местности, а не на какой-нибудь другой, и чтобы дело исламского призыва развивалась под руководством арабов, а не других народов.
Чтобы ответить на него, мы должны: во-первых, ознакомиться с особенностями менталитета арабов и их нравами до принятия ими Ислама; во-вторых, иметь представление о географическом расположении полуострова и близлежащих ему территорий; и в-третьих, сопоставить образ жизни и менталитет арабов с другими народами, жившими с ними по соседству, проводя параллели между ними.
В ту пору мир возглавляли две великие державы, c которыми граничил Аравийский полуостров – Персия и Рим. За ними следовали Греция и Индия.
Персия
Персия была, без преувеличения, плодородной пашней для разного рода религиозно-философских идей, наущений и соблазнов. Здесь уместно упомянуть о зороастрийцах, которых поддерживала знать, обладавшая силой и влиянием. Их низкая тривиальная идеология учила и призывала к предпочтению заключения брака со своей матерью, дочерью или сестрой. Правитель Яздаджурд Второй, который правил в середине пятого века нашей эры, женился на своей родной дочери. Также существуют и другие примеры нравственных отклонений, для которых здесь нет места.
Также в то время у персов имел распространение и маздакизм, последователи которого практиковали дозволенность чужого имущества и общность жён (то есть, общество имело равное право на имущество и жену человека, как, к примеру, на воду, огонь и другие природные ресурсы). Эту идею поддерживали и содействовали её распространению безрассудные и легкомысленные лица, которые шли на поводу своих страстей и желаний.
Рим
В Риме же господствовал дух колонизации. Она была, с одной стороны, погружена в, царившие в ту пору религиозные расхождения, а с другой стороны – жила разногласиями между христианами Египта и Шама. Она опиралась на свою военную мощь, силу и лживую колонизаторскую политику христианства.
Эта империя не отставала в своём духовном упадке от соседней державы. Духовный кризис, безнравственность, разврат, экономический упадок царил во всём Риме.
Греция
Греция была помешана на разных рода суевериях, предрассудках и небылицах, от которых не было никакого прока.
Индия
Индия, как о ней пишет профессор Абу аль-Хасан ан-Надви, подтверждая единогласную позицию историков, в тот период (начало VI века) была самой отсталой и малоразвитой страной в плане человеческих нравов и религии. Она также не отставала от своих соседей в нравственном падении. (См. «Что потерял мир по причине отхода мусульман…», стр. 28)
И необходимо понимать, что привели эти великие державы к падению, бедственности и сумятице идеология и цивилизация, зиждущиеся лишь на материальных ценностях. У этих народов не было соответствующего примера для подражания, который повёл бы их по пути духовного развития.
Культура и цивилизованность являются лишь средством (инструментом) достижения высшей цели. Если у общества, каким бы оно цивилизованным ни было, не будет своего здравого мышления и духовного идеала для подражания и стремления, то это в итоге приведёт его к нравственной гибели и хаосу.
И, наоборот – если же у общества мерилом будут разум и духовное развитие, которых возможно достичь только посредством религии и Божественных Откровений, то культурные и цивилизованные ценности станут эффективным инструментом достижения полноценного счастья людей во всех ее направлениях.
Аравийский полуостров
Аравийский полуостров был далёким, вернее, изолированным от всей этой внешней сумятицы. Жители полуострова не испытали на себе «культурное» влияние персидской цивилизации. Не увлекались арабы военной римской тиранией, беззаконием и деспотией, которой те наполнили свои владения. Они не унаследовали от греков искусства диалектики и, в связи с этим, не стали жертвами распространения мифов и легенд.
Натуру арабов можно сравнить с сырым материалом, который не приобрел форму путем отливания в тигле. Хотя и цивилизация их не так была развита, как в соседних державах, однако в их обществе ценились такие качества, как щедрость, почёт, взаимная поддержка и выручка, сохранение чести. Но в тоже время для того, чтобы раскрыть их и использовать в правильном направлении, арабам не хватало знаний – они жили во мраке невежества. Это приводило их к заблуждениям, бесчеловечным и глупым поступкам (таким как убийство детей ради сохранения чести отца); растрата имущества как показатель щедрости; развязывание войн и сражений лишь только для того, чтобы поддержать одного человека (даже в случае его неправоты).
И об этом говорит Всевышний в Священном Кур`ане (cмысл):
وَإِن كُنتُم مِّن قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّالِّينَ
«И даже если вы раньше были из заблудших» («Аль-Бакара / Корова», 2:198)
Такая характеристика арабов в сопоставлении с другими общинами, окружавшими их, свидетельствует больше о снисходительном отношении к ним со стороны Всевышнего, чем об упрёке и укоре за их прежние поступки.
Ведь их соседи ввели себя в заблуждение из-за того, что избрали себе в качестве ориентира цивилизацию и материальную культуру. Такая цивилизация и культура обернулась им тем, что они стали погружаться в тину бесчестия, которая была далека от рассудительности, перспективности и здравого разума.
Еще одним преимуществом арабов является их проживание на территории аравийского полуострова, который географически занимает серединное положение в окружении этих народов.
Если внимательно посмотрим, то убедимся в том, что аравийский полуостров располагается точно между двумя разными по культуре цивилизациями: первая – западная цивилизация, основанная на материальных ценностях и принципах, которая преподнесла нам образ человека, не представляющего и части человеческой сущности и природы. Вторая – восточная цивилизация, основанная на спиритизме (в странах дальнего востока, в Индии, Китае и других окружавших их странах).
Итог
Анализируя все приведённые факты, нам становится понятной мудрость избрания Всевышним именно Аравийского полуострова для ниспослания последнему Пророку последней заповеди ко всему человечеству – Кур`ана. И того, что именно арабы стали в авангарде призыва и понесли знамя религии Ислам, избранного Всевышним Аллахом в качестве мировой религии.
Некоторые могут предположить, что последний Пророк не был выбран из цивилизованных народов того периода ввиду их глубокого погружения в ценности идеологий неверия, от которых им было сложно отказаться, считая их благими. А обществу, не достигшему их уровня развития, как бы легче было принять новый призыв, и этим могут объяснить Волю Всевышнего. Однако это не так. Ибо, следуя логике, уровень культуры должен позволить владеющим им народам отличать полезное от вредного. И, следовательно, призыв Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставить плохое цивилизованные люди должны были воспринять быстрее, нежели те, до которых ещё не дошла цивилизация.
И если бы Всевышний Аллах пожелал ниспослать Откровение на территориях персов, римлян или индусов, то и там бы Он создал почву, способствующую распространению Своих велений, как Он создал её на аравийском полуострове. Как может что-то затруднить Того, Кто сотворил каждую вещь и создал причины и способы?
Мудрость ниспослания пророчества в отсталом в культурном плане регионе заключена в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен быть не умеющим ни читать, ни писать, как об этом говорится в Кур`ане:
وَمَا كُنتَ تَتْلُو مِن قَبْلِهِ مِن كِتَابٍ وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ إِذًا لَّارْتَابَ الْمُبْطِلُونَ
«Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение» («Аль-Анкабут / Паук», 29:48)
Он должен быть неграмотным, до которого не могли дойти культурные плоды цивилизации, но при этом его уста должны были источать мудрость, разрушающую все сомнения людей в его пророчестве, в его призыве к Всевышнему Аллаху.
Завершающим действием Божественной Мудрости стало направление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к неграмотному арабскому народу (а не к цивилизованным народам, окружавшим их). Чужая заблудшая философия не проникла к арабам и не оказала негативного влияния на их мышление и на образ жизни.
Ведь если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в цивилизованном государстве, то у кого-нибудь возникли бы сомнения в истинности его пророчества, промелькнула бы мысль, что он у кого-то обучился всему, изучал науки, предыдущие писания, историю прежних поколений и на этой основе придумал священный Кур`ан. Но Премудрый Создатель, во власти Которого находится всё сущее, не оставил даже такого ничтожного повода для возникновения у людей подобного рода сомнений.
И Сам Всевышний об этом нам напоминает в следующем аяте Священного Кур`ана:
هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
«Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» («Аль-Джум`а / Собрание», 62:2)
Поэтому по Воле Всевышнего, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был не умеющим читать и писать, также и его народ в своем большинстве был подобным ему в этом качестве.
Необходимость этого заключалась в том, чтобы чудо явления пророчества и Ислама были понятными для умов людей, и чтобы оно не смешалось с разными человеческими идеологиями. Все это указывает на проявление великой милости Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам.
Также о мудрости избрания Всевышним Аллахом Аравийского полуострова для зарождения исламского призыва свидетельствуют такие факты, как:
1. Аравия – территория, где воздвигнута Кааба – первый священный дом, построенный для поклонения Творцу. Воздвигнувший его пророк Ибрахим (мир ему) тоже вёл свой призыв в той местности. И вполне естественно, что колыбелью Ислама должно было стать именно это святое место. И не случайно также и то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произошел именно из этих земель. А как же может быть еще иначе? Ведь он происходит от рода Ибрахима, мир ему.
2. Географическое месторасположение этого полуострова также благоприятствовало распространению Ислама (мы уже упомянули о том, что он располагался между существовавшими на тот период державами). Если ты бросишь взгляд на начальный путь исламского призыва и зарождения Ислама во времена праведных халифов, то найдешь этому яркое подтверждение. История это подтверждает.
3. Населявшие регион народы говорили на арабском языке, который своим лексическим богатством и многообразием, как никакой другой, подходил для доведения Божественных Откровений ко всему человечеству.
Если бы мы смогли познать преимущества всех языков и сравнили бы их с арабским языком, то непременно нашли бы то, что арабский язык отличается от них многими несвойственными им качествами. Это отличительное превосходство и является поводом для мусульман в том, чтобы он стал их родным языком.
Шейх Мухаммад Са’ид Рамадан аль-Буты, из книги: «Понимание Жизни Пророка», стр. 33-36
По материалам: http://islamdinr.ru/