Почему мы должны любить Пророка Мухаммада ﷺ?
Разумный человек, познавший нашего любимого Пророка ﷺ, не может любить кого-либо больше него, кроме Всевышнего Аллаха. Пророк ﷺ заслуживает самой большой и искренней любви и уважения после Господа. Обычно люди любят кого-то за какую-либо пользу, получаемую от него, за радость и счастье, которые он приносит народу. Как же необходимо любить нашего Пророка ﷺ, который был послан милостью для всех миров и который открыл всему человечеству путь от невежества и темноты к науке и свету! Своими мудрыми, добрыми наставлениями и прекрасными примерами вот уже 1400 лет он воспитывает человечество, и каждый век сотни миллионов людей ведёт от бедности к богатству, от страха к безопасности, от насилия к порядку и справедливости.
А сколько людей он освободил от поклонения бесполезным идолам и научил поклонению единственному и Всемогущему Создателю – Аллаху! Сколько людей воспитал и научил уважительному отношению младшего к старшему, детей к родителям, взаимному уважению в семье! Он миллионы семей защитил от разрушения, научил людей добрым отношениям между соседями, друзьями, коллегами, миллионы сирот освободил из капкана нужды, женщин избавил от одиночества и горькой судьбы вдов, освободил людей из сети таких пороков, как воровство, прелюбодейство, насилие, убийство, пьянство, взяточничество.
Он очистил сердца миллионов людей от таких вредных как для отдельной личности, так и для общества в целом явлений как гордость, высокомерие, зависть, вражда, жадность, подхалимство, гнев, лицемерие, ябедничество, клевета, наговор, и многих других болезней души. Может ли быть ещё другой человек, который заслуживает большей любви, чем святой наш Пророк Мухаммад ﷺ?!
Всё это – благодать Пророка ﷺ в этом мире. А на Том свете, как свидетельствуют достоверные хадисы, в Судный день, когда все люди будут испытывать невыносимые тяготы, когда даже самые великие пророки и посланники будут озабочены своим положением, они позабудут об общинах своих последователей, даже ангелы будут пребывать в великом страхе, и люди, забыв о родных, будут думать только о личном спасении, - в этот день весь народ прибегнет к помощи любимого Пророка Мухаммада ﷺ, и лишь он станет просить Аллаха об их помиловании, будет заступаться за них и принесёт им облегчение. Его ходатайство (шафаат) поможет даже неверующим в местности ‘Арасат и в Аду, т.е., время от времени им будут облегчать мучения (см. “Итхаф”. Т.2.С.62).
Вот почему Всевышний говорит в Кур`ане, обращаясь к Пророку ﷺ:
Смысл: «Я послал тебя лишь только как милость для миров» (смысл 107 аята суры "аль-Анбия").
Кто же, после Бога может быть более достойным и заслуживающим нашей любви, кроме Пророка Мухаммада ﷺ, которого Творец послал к нам как милость для всех миров?
Также люди любят человека, обладающего большим талантом и благим нравом. А наш Пророк ﷺ по храбрости и щедрости, по совершенству ума и научным познаниям, милости и милосердию, доброте и терпению, знанию политики и решительности, по упованию и сообразительности, по энергичности и силе, по честности и красноречию, по красоте и стройности, по мудрости, чёткости и полезности речи и по многим другим прекрасным чертам характера поднялся на такую высоту, на которую не поднялся никто из людей, джиннов и ангелов ни до него, ни после него.
Обычный, простой человек, обладающий хотя бы некоторыми из вышеперечисленных прекрасных черт характера, становится популярным и любимым в народе, и народ возвеличивает его. Пророк ﷺ же обладал всеми этими прекрасными чертами, и не было ещё на свете никого, кто мог бы подняться даже в одном из этих качеств на такую высоту.
Кроме того, если кто-то обладает одной из перечисленных черт, то это достоинство остаётся при нём же. А прекрасные нравы Посланника Господа ﷺ передались от него сподвижникам (асхабам), от них – их последователям (таби’инам), затем последующим поколениям, и в течение 1400 лет они распространились по всему миру. Каждый век миллионы человек обретают их, очищают свои сердца по ним, излечиваются от внутренних болезней с их помощью и прививают их другим. Эти прекрасные нравы остаются на земле вечным примером для всех поколений человечества. Подумайте ещё раз, дорогие читатели, есть ли на свете человек, которого мы должны любить больше Пророка ﷺ!
Также люди любят кого-то, если его ценит, почитает и восхваляет народ. И в этом отношении нет ни одного человека, который заслуживает нашей любви больше, чем любимый Пророк ﷺ. Потому что нашего любимого Пророка ﷺ возвеличивает и восхваляет сам Всевышний Аллах, Его ангелы, Его пророки, все верующие люди и джинны. Создатель возвеличил его больше, чем всё человечество, Он любит его больше всех Своих творений.
Всевышний Аллах, возвеличивая его, говорит:
«Мы возвысили упоминание твое» (смысл 4 аята суры "аш-Шарх").
Поэтому мусульмане ежедневно произносят имя своего любимого Пророка ﷺв намазах, в призыве на молитву (азан), в пятничной проповеди (хутба), наставлениях, дуа, при написании книг, шахаде (свидетельствования) и др. Можно сказать, не проходит и секунды, чтобы в мире не произносили бы имя нашего любимого Пророка ﷺ
А на том свете он будет обладать таким высоким уровнем, что его будут восхвалять люди, ангелы и джинны – все, кто жили до него и после него. Об этом говорится в Кур`ане:
«Всевышний Аллах поднимет тебя на такую высокую степень, на которой тебя будет восхвалять весь мир» (смысл 79 аята суры "аль-Исра").
Таким высоким положением его одарил Всевышний в обоих мирах. Восхваляя его, Всевышний Аллах говорит:
«Поистине, ты (о Мухаммад!) обладаешь великим нравом» (смысл 4 аята суры "аль-Калям").
То есть, ему присущи и подчинены самые лучшие нравы. Даже если все человечество, весь мир будет восхвалять его с момента создания до Судного дня, то и тогда это будет каплей в море по сравнению с восхвалением Всевышнего Аллаха.
Также люди любят кого-то, если его любит Всевышний Аллах и его народ. И в этом отношении нет никого на свете, кого бы следовало любить больше Пророка ﷺ. Потому что в обоих мирах, на небесах и на земле нет человека более любимого для Всевышнего Аллаха, Его ангелов, верующих людей и джиннов, чем Пророк Мухаммад ﷺ.
Всевышний Аллах показал всем творениям Свою любовь к нашему Пророку ﷺ одарив его Ми‘раджем, оказав ему особое гостеприимство и дав там ему имя Хабибуллах, что означает Любимец Аллаха.
Поэтому сам Пророк ﷺ и говорил:
Смысл: «Любите Аллаха, ибо Он кормит и одаривает вас благами Своими. Любите меня, потому что меня любит Аллах, любите членов моей семьи, потому что их люблю я» (имам ат-Тирмизи).
Из-за великой любви к Своему Пророку ﷺ Всевышний Аллах, обращаясь к нему, говорит:
«Ведь вскоре одарит тебя Господь твой, и будешь доволен ты» (смысл 5 аята суры "ад-Духа").
Ответ нашего Пророка ﷺ на такое прекрасное обещание Всевышнего Аллаха также показывает, как сильно наш Пророк ﷺ любит свою общину. Он сказал:
Смысл: «Я не буду доволен, пока хоть один человек из моей общины будет находиться в Аду» («Тафсир аль-Куртуби», т. 20, с. 96).
Подумайте, как же ничтожна любовь народа к Пророку ﷺ по сравнению с любовью к нему Всевышнего Аллаха! Величие, особенности и превосходство, дарованные Всевышним Аллахом только нашему Пророку ﷺ, также свидетельствуют о том, что он является самым любимым и дорогим для Создателя Его творением. Коротко об этом мы поведали и в первой части данной книги. Все творения Всевышнего также больше всего любят Пророка Мухаммада ﷺ, ибо любимец Господа для них тоже, безусловно, будет любимцем.
В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сказано:
«Поистине, когда Всевышний Аллах возлюбил одного Своего раба, Он взывает к Джибрилю: «Я полюбил такого-то человека, и ты возлюби его!» И Джибриль полюбит его, затем он взывает к небесам и говорит: «Поистине, Аллах возлюбил такого-то человека, и вы любите его!» И обитатели небес полюбят его, и затем его так же принимают и обитатели земли».
Кто хоть мало-мальски понимает содержание этого хадиса, у того не остается и тени сомнения в том, что в небесах и на земле, среди всех творений Аллаhа нет никого, кого бы следовало любить больше Пророка Мухаммада ﷺ.
Отношение к какому-либо человеку зависит и от того, насколько он любит Всевышнего Аллаха. Именно поэтому люди испытывают больше любви к пророкам и святым служителям Аллаха – авлия. В этом отношении также нет на свете человека, которого следовало бы любить как Посланника Аллаха ﷺ, ибо не было никого более любящего Всевышнего Аллаха, чем наш святой Пророк ﷺ. Сердце Посланника Аллаха ﷺ было переполнено любовью к Творцу, и поэтому он сам говорил:
«Если бы я выбирал себе друга (халил), то я взял бы своим другом Абу Бакра, однако ваш Пророк ﷺ является другом Аллаха» (имамы Аль-Бухари, Муслим).
Халилом называют того человека, любовью к которому переполнено сердце другого, в нём не остается места для другой любви. Эта самая высшая степень любви. А сердце Пророка ﷺ было до такой степени связано с Аллахом и влюблено в Него, что он не разделил эту любовь даже с самым дорогим для него человеком – Абу Бакром. У Всевышнего Аллаха в числе дорогих пророков были только два халила: Ибрахим и Мухаммад ﷺ.
Пророк Мухаммад ﷺ, рассказывая о том, как Всевышний избрал его халилом, говорил:
«Поистине, Аллах сделал меня Своим другом подобно тому, как Он сделал Своим халилом Ибрахима» (хафиз ат-Табарани, «Ихъяъ ‘улюм ад-дин», т. 2. с. 327).
Пророк Мухаммад ﷺ является самым большим халилом (другом) и хабибом (любимцем) Всевышнего Аллаха. Пророк ﷺ уединялся в пещере Хира, отдаляясь от народа из-за того, что он испытывал любовь к Аллаху. Затем его любовь к Аллаху настолько усилилась, что его сердце постоянно было связано с Всевышним, даже когда он был среди народа.
Видя, как сильно Пророк ﷺ любит Абу Бакра, люди полагали, что тот является халилом Пророка ﷺ. Тогда Посланник Аллаха ﷺ дал им понять, что у него всего лишь один Халил, и это – Всевышний Аллах. Когда откровения временно прекратились, Посланник Аллаха ﷺ, будучи не в состоянии переносить это из-за сильной, страстной и безграничной любви к Аллаху, иногда уходил в горы, ища погибели. Не будучи в состоянии терпеть прекращение откровений от любимого Аллаха ﷺ, он, иногда поднявшись на высокие горы, собирался броситься оттуда вниз, чтобы умереть. Тогда к нему являлся Джибриль и говорил ему:
«О Мухаммад, ты поистине Посланник Аллаха ﷺ».
После этого Пророк ﷺ немного успокаивался, на душе у него становилось легче, потому что Джибриль являлся посредником между Богом и Его Посланником ﷺ («Ихъяъ ‘улюм ад-дин», Т. 2. С. 327. «Итхаф», Т. 7. С. 332).
Всевышний Аллах предоставил Пророку ﷺ такой выбор:
«Если ты захочешь, Я оставлю тебя в живых на этом свете до наступления Судного дня, или же, если захочешь, заберу твою душу».
Однако Пророк ﷺ из-за безудержной, огромной любви к Всевышнему Аллаху, сколько бы его семейство и сподвижники ни просили его остаться с ними, предпочел пребыванию на этом свете отправление к Всевышнему Создателю.
Когда к нему пришел ангел смерти Азраил и спросил: «Что ты повелишь мне?», Пророк ﷺ отвечал: «Возьми меня к наивысшему другу (к Аллаху)». Даже будучи в предсмертной агонии, Пророк ﷺ из-за того, что Джибриль был посредником между ним и Аллахом, говорил ему: «Мне на этой земле ничего не нужно, кроме твоего прихода». Перед кончиной благословенный Пророк ﷺ по причине сильных предсмертных мучений время от времени терял сознание. Приходя в себя, он сразу говорил:
«Нет, нет, я желаю отправиться к наивысшему другу (Аллаху)». Видимо, и в этом состоянии ему давали выбор между пребыванием в этом мире и отправлением к Аллаху. Он выбрал соседство с Аллахом («Ихъяъ ‘улюм ад-дин», Т. 4). Что касается самого Пророка ﷺ, то он был халилом всех сподвижников. Поэтому, читая переданные сподвижниками хадисы Пророка ﷺ, часто можно встретить такие их слова: «Мой халил (т.е., Пророк Мухаммад ﷺ) завещал мне…».
Примеры того, как сподвижники любили дорогого Пророка ﷺ, мы приведём ниже. Пророк ﷺ любит Всевышнего Аллаха в соответствии со своей верой (иманом) в Него. И если вера Абу Бакра равняется вере всей мусульманской общины, за исключением Пророков, (согласно хадису, переданному Дайлами), то какой же совершенной должна быть вера любимого Пророка ﷺ! Именно сообразно этой своей вере и любит Пророк ﷺ нашего Создателя.
Подумайте сами, как же сильно мусульмане должны любить Пророка Мухаммада ﷺ! Не любящий того, кто любит хорошего человека (т.е., тот, кто не любит Пророка Мухаммада ﷺ, который любит Всевышнего Аллаха), не будет ненавидеть и того, кто возненавидел хорошего человека (т.е., он не будет ненавидеть человека, подобного Абу Джахлу, который не любит Всевышнего Аллаха). Всевышний Аллах больше всех любит того, кто любит Его больше всего, т.е., Пророка ﷺ. И если человек не будет больше всех любить Пророка Мухаммада ﷺ, он не будет и ненавидеть таких людей, как Фир‘авн и Абу Джахль, которых Аллах не любит больше всех на этом свете, и которые сами больше всего не любят Всевышнего.
Да сделает Всевышний Аллах так, чтобы наши сердца, мысли и разум были заняты любовью к Его благородному Пророку ﷺ. Аминь!