Почему нельзя поститься в Ураза-байрам и Курбан-байрам?
Всевышний Аллах предписал мусульманам соблюдать пост в месяц Рамадан. Желательно также поститься и в другие месяцы, за это верующий получает большое вознаграждение. Есть ещё дни и месяцы, особо желательные для соблюдения поста.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ لَهُ الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا، إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (сына Адама) увеличивается минимум в десять раз, и это число может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: "Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он соблюдается для Меня (человек постится только ради Меня), и Я воздам за него"» (Муслим, 1151; Ибн Маджа, 3723)
Однако есть в году несколько дней запретные для соблюдения поста – Ураза-байрам (‘Ид аль-фитр), Курбан-байрам (‘Ид аль-Азха) и следующие за ним три дня, которые называются днями ташрика (дни раздачи мяса).
Что касается причин этого запрета, то соблюдать пост в дни Ураза-байрама и Курбан-байрама не дозволяется, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил поститься в эти дни.
От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ صِيَامِ يَوْمَيْنِ، يَوْمِ الْفِطْرِ، وَيَوْمِ النَّحْرِ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) воспретил соблюдать пост двух дней – дня Аль-Азха (Курбан-байрам) и дня Фитра (Ураза-байрам)» (Муслим, 1138)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:
وَأَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ عَلَى تَحْرِيمِ صَوْمِ يَوْمَيْ الْعِيدَيْنِ الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى لِهَذِهِ الْأَحَادِيثِ فَإِنْ صَامَ فِيهِمَا لَمْ يَصِحَّ صَوْمُهُ وَإِنْ نَذَرَ صَوْمَهُمَا لَمْ ينعقد نذره ولا شيئ عَلَيْهِ
«Исходя из этих хадисов, учёные-богословы согласились на том, что запрещено соблюдать пост в дни Ураза-байрама и Курбан-байрама. Если человек всё-таки начал поститься в эти дни, его пост не будет засчитан. А если он дал обет (назр) соблюдать пост в эти дни, его обет недействителен, и он не обязан платить штраф за нарушение обета».
Мусульманин же обязан повиноваться указаниям Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) вне зависимости от того, знает он цель этого указания на запрет соблюдать пост в эти дни, или не знает.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
(смысл): «Пусть же остерегаются те, кто нарушает приказ Его Посланника и не следует его пути, великого испытания в этом мире или мучительного наказания в Ахирате» («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 63)
Смысл же запрета соблюдать пост в эти дни, согласно тому, что сказали учёные-богословы заключается в следующем:
- что касается Ураза-байрама, то он является перерывом в посте, признаком завершения поста месяца Рамадан и прекращением поста, а также проводит границу между Рамаданом и следующим месяцем;
- что касается Курбан-байрама, то поститься запрещено из-за установленного в этот день жертвоприношения, чтобы люди поели мясо жертвенного животного. Если бы в этот день одобрялось соблюдение поста, закалывание в тот же день жертвенного животного не имело бы смысла.
От Абу ‘Убайды (да будет доволен им Аллах) передаётся:
شَهِدْتُ الْعِيدَ مَعَ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَجَاءَ فَصَلَّى، ثُمَّ انْصَرَفَ فَخَطَبَ النَّاسَ، فَقَالَ: إِنَّ هَذَيْنِ يَوْمَانِ، نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ صِيَامِهِمَا، يَوْمُ فِطْرِكُمْ مِنْ صِيَامِكُمْ، وَالْآخَرُ يَوْمٌ تَأْكُلُونَ فِيهِ مِنْ نُسُكِكُمْ
«Я присутствовал на праздничной молитве вместе с ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Он пришёл, помолился и, завершив молитву, произнёс проповедь: "В эти два дня Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил соблюдать пост: в день завершения вашего поста (Ураза-байрам) и в день, когда вы едите мясо принесённых вами в жертву животных"» (Муслим, 1137; Абу Давуд, 2416)
Стоит отметить, что также не дозволяется соблюдать пост в следующие после Курбан-байрама три дня – дни ташрика, потому что они также предназначены для еды и питья.
От Нубайша Аль-Хузали (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرٍ لِلَّهِ
«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха» (Муслим, 1141)
Установив запрет на соблюдение поста в эти дни, Всевышний Аллах проявил милость к своим рабам. Как мы видим, этот запрет установлен шариатом только в интересах людей и только для их удобства. Поэтому мы должны благодарить Всевышнего за это, как и за все блага, которыми Он одарил нас.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/