Почему Пророк ﷺ вставал у могилы после завершения похорон?

02 сентябрь 2024 481 0
Режим чтения

В хадисе, который поведал Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, сообщается, что Пророк Мухаммад  после завершения похорон покойного вставал над могилой, говоря: 

«Просите прощения для вашего брата и молите Всевышнего, чтобы он был стоек, потому что сейчас его допрашивают» (Абу Давуд и аль-Хаким назвал его достоверным).

Данный хадис указывает на то, что испытания умершего начинаются уже в могиле. Об этом свидетельствуют множество достоверных изречений Посланника Божьего . Приведём одно из них.

Аль-Бара ибн Азиб ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ поведал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком  хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Господа  сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал:

"Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!"

– он повторил это два или три раза, после чего продолжил:

"Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти (мир ему) и усаживается у его головы и говорит: «О умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха».

Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и находящиеся на небесах, благословляют её. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают её и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: 

«Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чём не делают упущений» (смысл 61 аята суры «аль-Ан’ам»).

После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на Небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

– Чья это прекрасная душа? Им отвечают:

– Такого-то, сына такого-то.

Они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит:

«Впишите весть о Моём рабе в верховьях Рая в ‘иллиййун»". Затем Пророк  прочёл аяты Кyр`ана: "Откуда ты знаешь, что такое ‘иллийиун?! ‘Иллийиун – книга, ясно написанная, в ней записаны дела благочестивых. О ней свидетельствуют и её охраняют приближённые к Аллаху ангелы" (смысл 19-21 аятов суры «аль-Мутаффифин»).

Затем Посланник Божий  продолжил:

"Тогда ангелы вписывают весть о нём в ‘иллиййун, и им велят: «Верните его на Землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз».

Ангелы возвращают душу правоверного на землю, так, что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

– Кто твой Господь? Он отвечает:

– Мой Господь – Аллах.

– Какова твоя религия?

– Моя религия – Ислам.

– Что за человек был послан к вам?

– Это был Посланник Аллаха .

– Как же ты поступал?

– Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был верен этому.

Они пробуждают его и спрашивают: кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нём сказал Великий и Могучий Аллах: 

«Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и жизни будущей» (смысл 27 аята суры «Ибрахим»).

Благодаря этому, верующий отвечает, что его Господь – Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад.

Тогда голос с Небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай».

Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:

– Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Господа и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе. Правоверный вопрошает:

– Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несёт добро, кто ты?

– Я – твои благодеяния. Клянусь Всевышним, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Господу и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.

Затем для правоверного открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят:

– Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Господа, но Всевышний заменил тебе его этим.

Когда же он узреет то, что есть в Раю, то скажет:

– Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство. Тогда ему скажут:

– Будь спокоен!

Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: «грешник») расстаётся с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает её, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, вырывают из мокрой шерсти. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают её. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Бога о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает её, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают её в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

– Чья это скверная душа? Им отвечают:

– Такого-то, сына такого-то.

Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются".

Затем Посланник Божий  прочёл аят Кyр`ана:

"Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко" (смысл 40 аята суры «аль-А’раф»).

Пророк  продолжил: "Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз». Ангелы швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело". Тут Пророк  прочёл аят Кyр`ана: 

"Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занёс его на край света" (смысл 31 аята суры «Хадж»),

и сказал: "Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

– Кто твой Господь? Он бормочет:

– М-ммм... Я не знаю...

– Какова твоя религия?

– М-ммм... Я не знаю...

– Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам? Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:

– Это Мухаммад!

Он же лишь бормочет:

– М-ммм... Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.

– Ты не знал и не последовал за ним.

Тогда глас с Небес возвещает: «Он лжёт! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад».

К нему подступают Адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстаёт мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:

– Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.

Неверный спрашивает его:

– Да обратит Всевышний против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несёт лик твой!

Он скажет:

– Я – твои скверные деяния. Клянусь Господом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Богу и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом.

Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьёт ею мученика, и тот превращается в прах, и Творец вновь воссоздаёт его таким же, каким он был. Тут он бьёт его ещё раз, и он издаёт вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в Ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: «Господь мой, не позволяй Часу настать!»

(Хадис передали: имамы Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджах и другие).

 

Ильгиз Салаватов

По материалам: https://islam.ru/

Комментарии Вход