Положение Ислама касательно алкоголя и азартных игр
Каково положение ислама касательно алкоголя?
Алкоголь запрещен во всех монотеистических религиях, поскольку он вреден для физического и психического здоровья человека.
В священном писании иудеев — Торе сказано:
«И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Тора, Книга Левит, Глава 10, стих 8, 9-11)
В Евангелие на эту тему сказано следующее:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея, Глава 26, стих 26-29. Евангелие от Иоанна, стих 30)
Известно, что до ислама древние тюрки были приверженцами шаманизма. В этой религии в радостные дни и на церемониях благословения пили кумыс и подобные напитки (М. Айдын – О. Джиладжи, «История религий», Конья 1980, стр. 97).
В доисламский период и в мекканский период ислама невежественные арабы употребляли алкоголь и считали это частью своей жизни. В одном из аятов, который был ниспослан в Мекке, упоминается напиток, получаемый из плодов пальм и виноградников, но не упоминается никакого запрета на этот счет (Сура ан-Нахль, 16/67).
По просьбе Умара (радиаллаху анху), видевшего какой вред несет алкоголь жителям Медины, а также благодаря молитве Досточтимого Пророка ﷺ, был ниспослан аят, в котором говорилось о том, что в алкоголе большой грех и иногда бывает польза, однако греха больше, чем пользы (Сура аль-Бакара, 2/219).
В аяте, который был ниспослан после того, как один имам совершил ошибку во время вечерней молитвы из-за выпитого на банкете Абдуррахмана ибн Ауфа (радиаллаху анху) алкоголя, повелевалось не приступать к молитве в нетрезвом состоянии, когда человек не может понимать то, что он говорит (Сура ан-Ниса, 4/43).
Вышеупомянутые аяты не содержали твердого запрета, но теперь стало ясно, что последнее слово по этому вопросу будет за исламом.
На свадебном банкете, организованном Утбой ибн Маликом, гости употребляли алкоголь, и Саад ибн Уаккас (радиаллаху анху) был ранен в ходе пьяной драки. Когда Саад сообщил об этом Пророку ﷺ, были ниспосланы следующие аяты, информирующие об окончательном решении ислама в отношении алкоголя:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Сура аль-Маида, 5/90-91)
Пророк Мухаммад ﷺ определил принципы применения приведенных выше аятов следующим образом:
كل مُسْكِرٍ حرام
«Все, что опьяняет, запретно» (Бухари, Адаб, 80; Муслим, Ашриба, 73)
مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ
«Все, что опьяняет в большом количестве, запрещено употреблять и в малом» (Тирмизи, Ашриба, 3; Абу Дауд, Ашриба, 5)
Алкогольные напитки, которые добывались во времена Пророка ﷺ из определенных продуктов, таких как виноград и финиковый сок, позднее стали добываться из многих растений, кроме того, стали добывать одурманивающие вещества в твердом или жидком состоянии, такие как мак, марихуана, кокаин.
Любое вещество, обладающее одурманивающим свойством при употреблении его в пищу, питье, вкалывании в вену или вдыхании дыма, по мнению большинства правоведов, считается алкоголем напрямую, а по мнению Абу Ханифы (рахимахуллах), по аналогии с вином (хамром).
По мнению ханафитов, слово خَمْر «хамр», встречающееся в вышеупомянутых хадисах, используется для обозначения отличных от вина алкогольных напитков.
Разрешена ли продажа алкоголя?
Продажа алкоголя, как и его употребление, запрещена исламом. Среди исламских ученых нет разногласий по этому вопросу.
Сообщается, что Анас (радиаллаху анху) сказал следующее:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْخَمْرِ عَشْرَةً : عَاصِرَهَا ، وَمُعْتَصِرَهَا ، وَشَارِبَهَا ، وَحَامِلَهَا ، وَالْمَحْمُولَةُ إِلَيْهِ ، وَسَاقِيَهَا ، وَبَائِعَهَا ، وَآكِلَ ثَمَنِهَا ، وَالْمُشْتَرِي لَهَا ، وَالْمُشْتَرَاةُ لَهُ
«Посланник Аллаха ﷺ проклял десятерых, связанных с вином: того, кто его давит для производства алкоголя, и того, кто просит делать это; кто его пьет, того, кто его доставляет, и того, кому его доставляют; того, кто его наливает, того, кто продает, и того, кто ест на прибыль от него; того, кто покупает, и того, кому покупают…» (Тирмизи, Бую, 59; Ибн Маджа, Ашриба, 6)
Однако, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, мусульманин может продавать алкоголь немусульманину в немусульманской стране. Один из выдающихся ханафитских правоведов Сарахси (год смерти 490/1097) сказал по этому поводу следующее:
«Когда мусульманин отправляется в дар аль-харб (территория войны) под аманатом (с визовым паспортом), ему разрешается приобретать их товары любыми способами, если имеется их согласие. Нет никакой разницы между продажной стоимостью, относящейся к ростовщичеству, азартным играм, мясу свиньи или умершего животного. Поскольку мусульманин входит туда под аманатом, ему запрещается приобретать товары без их согласия. Одним словом, наличие обоюдного согласия и договора является достаточным для того, чтобы товар считался дозволенным для мусульманина» (Сарахси, «Мабсут», X, 95, «Шарху’с-Сияри’ль-Кабир», IV, 1329, 1410. аль-Фатауа аль-Хиндия, III, 248; Ибн Абидин, IV, 188).
Однако, согласно другим трем мазхабам, включая Абу Юсуфа из числа ханафитов, любое действие, которое является запретным среди мусульман в исламской стране, также является запретным между мусульманином и немусульманином в немусульманской стране (Хамди Дондурен, «Нормы торговых и экономических отношений в Исламе», изд. Эркам, Стамбул, 1998, стр. 140-148)
В заключение, при отсутствии принудительных условий, таких как нужда или спасение того, что принадлежит человеку по праву, мусульманин, следуя мнению большинства, должен поддерживать чистые и честные торговые отношения как в мусульманских, так и в немусульманских странах.
Каково положение ислама касательно азартных игр?
В аяте слово «азартная игра» مَيْسِر (майсир) происходит от корня «юср», что означает легкость. Оно получило данное название, поскольку это метод легкого обогащения или потери своего имущества без приложения каких-либо усилий. Следующие аяты запрещают азартные игры, наряду с алкоголем:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Сура аль-Маида, 5/90-91)
Вот, что сказал Посланник Аллаха ﷺ об азартной игре своего периода — нардах:
مَنْ لَعِبَ بِالنَّرْدِ فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَرَسُولَهُ
«Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Аллаху и Его Посланнику» (Абу Дауд, «Адаб», 56; Ибн Маджа, «Адаб», 43; Малик, «Муватта», 6; Ахмад ибн Ханбаль, IV, 394, 397)
Азартные игры — это несправедливый способ заработка, который заставляет людей забывать своего Создателя, удерживает их от молитвы, ведет к лени, лишает рабочих сил, сеет ненависть и вражду среди людей. Сколько семей было разрушено по причине азартных игр. Любая игра, в которой присутствует элемент случайности и везения, относится к азартным играм. Играть в подобные игры не на деньги, а с целью весело провести время также недопустимо, поскольку, изучив все подробности игры, у человека может возникнуть желание играть в нее на деньги.
Некоторые игры, такие как шахматы, считались дозволенными некоторыми сахабами (по ханафитскому мазхабу — макрух тахриман), потому что они развивают человеческий разум и приучают его к военной тактике. Однако для этого, как и в спорте, не должно быть элемента случайности, а призом не должны быть собственные средства игроков.
В заключение, чтобы игра, в которую играют не с целью обогащения, а с целью развлечения, считалась дозволенной, она должна соответствовать следующим условиям:
1. Она не должна становиться причиной оставления молитвы.
2. Победитель не должен брать что-либо у проигравшего в качестве выигрыша.
3. В ходе игры не должны произноситься бранные и пустые слова.
4. Она не должна отнимать много времени.
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама»
По материалам: https://islamdinr.ru/