Положение совершающего большие грехи
Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:
.وَالعَاصِمُونَ مِنْ أُمَّةِ محمدٍ صلى الله عليه وسلم كُلُّهُمْ مُؤمِنُونَ حَقَّا، وَلَيْسُوا بِكَافِرِينَ
«Грешники из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, верующие, и они не являются кяфирами».
Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:
«Ученые разошлись во мнениях относительно того, кто совершил большой грех намеренно, при этом не считая его дозволенным и не высказывая пренебрежения тому, кто ему напоминает о его запретности.
Примечание: «Тот же, кто, совершая грех, считает это действие разрешенным или выражает пренебрежение при напоминании, что это грех, — является кафиром по единогласному мнению ученых».
Остается ли такой человек верующим или нет?
Ученые Ахлю-с-Сунна считают, что он не выходит из Ислама, поскольку продолжает верить в сердце. И если грешник умирает без покаяния, то его судьба зависит от воли Аллаха: если Он пожелает, то просит его и введет в Рай по Своей милости и щедрости, или на основе благодати его имана или праведных поступков, или же по заступничеству (шафа’ат) кого-то из праведников. Или же, если пожелает, накажет его в зависимости от степени его греха, будь он малым или большим, а затем в итоге введет его в Рай, и он не останется в аду навечно.
Имама Абу Ханифу, да помилует его Всевышний Аллах, считали мурджиитом из-за того, что он оставлял судьбу совершившего большой грех на усмотрение Аллаха. Слово «ирджа» означает «отсрочку». Он (имам) говорил: «Я надеюсь (на помилование) совершающего большие и малые грехи, но и боюсь за них».
Примечание: «Некоторые ученые делят «ирджа» на два вида:
1. «Ирджа Ахлю-с-Сунна», и это именно изложенное выше убеждение о том, что судьбу совершившего большой грех будет решать Всевышний в Судный день. Об этих убеждениях имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, подобно пишет имам аль-Каусари в «Таъниб аль-Хатыб» (с. 62, Бейрут) и имам аль-Лякнави в «ар-Раф’ ва ат-такмиль» (с примечаниями шейха Абу Гудды, с. 352 — 373).
2. «Ирджа бид’и», и это заблуждение, согласно которому иману верующего не вредят грехи, подобно тому как благие дела не приносят пользу кафирам. И имам Абу Ханифа и его ученики, да помилует их Аллах, чисты от этого убеждения!»
Хариджиты же считали, что совершающий большие или малые грехи — кафир, который пребудет в аду вечно. Они доказывали это убеждение словами Аллаха:
وَمَن يَعْصِ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُ يُدْخِلْهُ نَارًا خَالِدًا فِيهَا
Смысл: «А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно» (Сура «ан-Ниса», аят 14)
Они полагали, что все грехи можно обозначить словом «ослушание». Следовательно, этот аят, по их мнению, ясно указывает на то, что все грешники вечно пребудут в аду.
А также (они доказывали свое убеждение) словами Аллаха:
وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
Смысл: «Бойтесь огня, который уготован неверующим» (Сура «Аль-Имран», аят 131)
Если огонь уготован неверующим, значит, что все, кто в нем пребудет — кафиры. И из сочетания этих двух аятов они делали вывод, что грешники — кафиры, который пребудет в аду вечно.
Му’тазилиты же считали, что наименование для совершившего большой грех — фасик, и он не верующий, но и не кафир. Совершение большого греха выводит человека из имана, но не ввергает в куфр. И такой человек занимает промежуточное положение между этими двумя. И ученые разошлись в наименованиях для него. Сунниты сказали: он верующий, потому что у него сохраняется вера в сердце, но он фасик из-за совершенного им греха. А хариджиты сказали: он кафир, но он же фасик. Аль-Хасан аль-Басри сказал: он лицемер (мунафик), потому что его слова расходятся с его делами, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У лицемера три признака: когда ему доверяют, он предает, когда обещает, не выполняет обещанное, и когда говорит, лжет» (Этот хадис передали от Абу Хурейры Бухари 33, 3749, 6095, Муслим 59 и др).
И такой человек — фасик. То есть все стороны едины в том, что его следует называть фасиком. Но разошлись в том, что же из этого следует.
Поэтому му’тазилиты берут то, в чем все едины, и отбрасывают то, в чем есть расхождение. И положение его таково, что он пребудет в огне вечно, если не покается перед смертью на основании слов Всевышнего:
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا
Смысл: «Если же кто-либо преднамеренно убьет верующего, то возмездием ему будет ад, в котором он пребудет вечно» (Сура «ан-Ниса», аят 93)
А если грех малый, и человек при этом не совершает больших грехов, то нельзя допустить наказание за это на основании слов Всевышнего:
إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلًا كَرِيمًا
Смысл: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния (малые грехи) и введем вас в почетное место (Рай)» (Сура «ан-Ниса», аят 31)
И верное мнение — это мнение Ахлю-с-Сунна, поскольку Всевышний сказал:
أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى
Смысл: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых…» (Сура «аль-Бакара», аят 178).
Аллах назвал совершившего преднамеренное убийство верующим при том, что это — большой грех. Также (в этом аяте) Он указал на то, что (в отношении убийцы) сохраняется братство на основании имана:
فَمَنْ عُفِيَ لَهُ مِنْ أَخِيهِ شَيْءٌ
Смысл: «Если же убийца прощен своим братом…» (Сура «аль-Бакара», аят 178).
И он по-прежнему заслуживает облегчения и милости:
ذَٰلِكَ تَخْفِيفٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَرَحْمَةٌ
Смысл: «Это облегчение от вашего Господа и милость (для убийцы и родственников убитого)» (Сура «аль-Бакара», аят 178).
И доказательство этим способом передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.
Также Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّـهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَىٰ رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ
Смысл: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши плохие деяния» (Сура «ат-Тахрим», аят 8)
И Он сказал:
وَتُوبُوا إِلَى اللَّـهِ جَمِيعًا
Смысл: «Обращайтесь все к Аллаху с покаянием» (Сура «ан-Нур», аят 31)
И повеление каяться, обращенное к тому, кто не грешил, абсурдно. А совершение малых грехов при отстранении от больших прощается. Значит, повеление обращено к совершающим большие грехи.
Далее имам приведет рациональные доказательства позиции суннитов.
Также поскольку иман — это вера в сердце (тасдик), а куфр — это отрицание, и совершивший большой грех сохранят веру в сердце, и пока вера присутствует, то неверие отсутствует, потому что они противоположны друг другу, следовательно, неверно утверждение о куфре такого человека, раз неверие в нем отсутствует, и неверно утверждение об исчезновении имана, раз вера присутствует, а также о лицемерии, поскольку вера в сердце сохраняется.
Слово «фиск» (большой грех) означает в языке «выход», и тот, кто вышел за рамки одного из повелений Всевышнего Аллаха — фасик. И ослушание — это нарушение повеление поступком, но не отрицание этого повеления. И из нарушения повеления и выхода за его рамки не следует автоматически его отрицание. И вера в сердце сохраняется. Поэтому такой человек однозначно считается верующим. И брать то, в чем все (группы) едины и отказываться от разногласий — это отказ от от всех мнений саляфов, и это заблуждение.
Примечание: «Иными словами, ложно мнение му’тазилитов о том, что фиск — это некоторое промежуточное положение между иманом и куфром, которое они обосновали тем, что взяли то, в чем все едины и отринули то, в отношении чего есть разногласия. Потому что эти разногласия были среди саляфов, а отказ от них — это отказ от всех мнений саляфов и замена его на некое новое собственное мнение, которое саляфы не высказывали».
И поскольку мы установили сохранность его имана, то скажем, что такой человек обязательно (в итоге) войдет в Рай. Ведь Всевышний говорит:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا
Смысл: «А те, которые уверовали и совершали благие деяния, им награда — сады Фирдауса (Рая) как место пребывания» (Сура «аль-Кахф», аят 107)
Ведь совершивший большой грех — верующий, который, возможно, совершал благие деяния.
А ответ на их (хариджитов и му’тазилитов) доказательства (аятами Кур`ана) следующий: по нашему (Ахлю-с-Сунна) мнению, все аяты Кyр`ана, в которых содержится предостережение вечным пребыванием в аду, относятся к тем, кто считал эти большие грехи дозволенными. Они впали в куфр из-за этого, и потому-то, на самом деле, им и обещано такое наказание.
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا
Смысл: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет ад, в котором он пребудет вечно» (Сура «ан-Ниса», аят 93)
По поводу этого аята говорится, что речь идет о преднамеренно убившем верующего из-за того, что он верующий. А убийство с таким намерением делает убийцу кафиром. А что касается того, кто убил верующего не потому, что он верующий, то решение относительно него такое, как было объяснено в толковании слов Всевышнего:
أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى
Смысл: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых…» (Сура «аль-Бакара», аят 178)».
Имам Акмалюддин аль-Бабарти (Примечание: Устаз Ахмад Абу Яхья); из книги: «Комментарий к «аль-Васыя» имама Абу Ханифы», стр. 34-40
По материалам: http://islamdinr.ru/