Положение временного брака в Исламе
Никах-мут’а представляет собой брак, заключённый между мужчиной и женщиной на определённый промежуток времени.
Суннитские и некоторые шиитские учёные рассматривают никах-мут’а (мут`а) как форму легализации проституции с позиции исламского права. В то же самое время шииты джафаритского мазхаба, практикующие этот тип брака, считают его дозволенным.
Суть никяха-мут`а
Временный брак есть форма договора между мужчиной и женщиной, в соответствии с которым они будут жить вместе на протяжении определённого срока. Женщина за это будет получать денежное вознаграждение от мужа (махр). Как только срок действия никаха-мут’а завершается, пара расходится либо продлевает договор.
Из истории ислама известно, что Милость миров Мухаммад ﷺ лишь два раза в ходе военных походов позволял совершать временные браки. И полный запрет на них был установлен самим Заключительным посланником Всевышнего ﷺ:
«Я позволил вам заключать никах-мут’а, однако, поистине, наш Создатель запретил его до наступления Судного дня» (хадис приводят Муслим, Ахмад и аль-Байхакы).
Также со слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ поставил под запрет заключение временных браков в день Хайбара (Бухари, Муслим, Тирмизи, ибн Маджа).
Шииты-джафариты считают эти хадисы недостоверными и опираются на фрагмент аята суры «Ан-Ниса» как разрешение на никахи-мут’а:
«…А ЗА ТО УДОВОЛЬСТВИЕ, КОТОРОЕ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ОТ НИХ, ДАВАЙТЕ ИМ УСТАНОВЛЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (ПРИДАНОЕ)…» (4:24)
Однако суннитские и некоторые шиитские учёные категорически не согласны с такой трактовкой, поскольку она противоречит другим аятам Священного Кyр`ана. Например, в суре «Верующие» запретность вступления в половую связь с кем-либо, помимо жён и наложниц, выражена в прямой форме:
«…КОТОРЫЕ ОБЕРЕГАЮТ СВОИ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ ОТ ВСЕХ, КРОМЕ СВОИХ ЖЁН ИЛИ НЕВОЛЬНИЦ, КОТОРЫМИ ОВЛАДЕЛИ ИХ ДЕСНИЦЫ, ЗА ЧТО ОНИ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ПОРИЦАНИЯ, ТОГДА КАК ЖЕЛАЮЩИЕ СВЕРХ ЭТОГО ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕСТУПНИКАМИ» (23:5-7)
Отличия временного брака от настоящего
Как уже было отмечено, после временного никаха стороны вправе вступить в полноправный брак, признаваемый всеми мусульманами. Однако это не отменяет тот факт, что в основе никаха-мут’а лежит не стремление продолжить род, создать крепкую любящую семью, а удовлетворение плотских потребностей без серьёзных обязательств. Для вступления во временный семейный союз не нужны ни свидетели, ни согласие опекунов, что критически важно для признания брака действительным. Из необходимых условий выполняется, разве что, предоставление мужчиной махра (ценностей и имущества, выдаваемого невесте). Во временном браке это, как правило, определённая денежная сумма, что приравнивает данное явление к проституции.
Важно также отметить, что находящаяся в таком союзе женщина не вправе претендовать на наследство своего временного спутника, более того, муж не должен ни коим образом содержать свою жену. Эти моменты, по мнению всех суннитских и многих шиитских богословов, полностью исключают любые намёки на дозволенность мут’а и его равноправие с настоящим браком.
Создатель миров в Благородном Кyр`ане чётко обозначает суть отношений между супругами:
«СРЕДИ ЕГО ЗНАМЕНИЙ – ТО, ЧТО ОН СОТВОРИЛ ИЗ ВАС САМИХ ЖЁН ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ ВЫ НАХОДИЛИ В НИХ УСПОКОЕНИЕ, И УСТАНОВИЛ МЕЖДУ ВАМИ ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ…» (30:21)
«АЛЛАХ СДЕЛАЛ ДЛЯ ВАС СУПРУГ ИЗ ВАС САМИХ, ДАРОВАЛ ВАМ ОТ НИХ ДЕТЕЙ, ВНУКОВ И НАДЕЛИЛ ВАС БЛАГАМИ…» (16:72)
Таким образом, подлинный и единственно возможный брачный союз никак не может быть основан на одном лишь стремлении временно удовлетворить плотскую потребность. Никах в исламе представляют собой особый вид реализации воли Всевышнего, заключённой в Священном Кyр`ане. Воля эта выражается в поклонении Творцу и совершении из любви к Нему благих поступков, приносящих пользу другим людям.
Ислам прекрасен тем, что даже такие сугубо личные вещи, как отношения между мужчиной и женщиной, приобретают важнейшее значение как в разрезе состояния всего общества, так и в контексте перспектив человека в вечности. Разве может временный брак доставить настоящую пользу кому-либо, за исключением кратковременного удовлетворения потребности человека в половом контакте? Разве будут счастливы дети, родившиеся в результате подобных связей? Не породит ли это дополнительные проблемы для общества в целом?
Мут`а в Иране
Ранее было отмечено, что дозволенным никах-мут’а считают шииты, придерживающиеся джафаритского мазхаба. Эта богословско-правоведческая школа доминирует в Иране. В последние несколько лет в стране идёт активное обсуждение того, как эффективно бороться с проституцией. Некоторые иранские богословы предлагают использовать для этого положение о никахе-мут’а в отношении всех представительниц «древнейшей профессии». На их взгляд, временный брак позволит немного улучшить ситуацию с проституцией в стране, потому как он обладает некоторыми отличительными от обычной торговли телом особенностями.
Речь идёт, прежде всего, о таком положении, как идда – это срок, в течение которого женщина не может выходить замуж после развода либо гибели мужа. Он составляет 4 месяца и 10 дней. В этот временной промежуток должно выясниться, является ли женщина беременной, или нет. Реализация положения об идде в рамках временного брака, по мнению иранских богословов, позволит сократить максимально возможное число вступления в половую связь женщины до 3-4 в течение года.
Однако такая инициатива представляет собой типичный пример подмены понятий, когда предлагают бороться не с причиной проблемы, а с её последствиями, либо – что ещё хуже – побочными эффектами. В подобной риторике полностью вымывается вся суть ислама, направленная на преобразование мира в лучшую сторону, а не на легализацию однозначно негативного явления, сущность которого – прелюбодеяние (зина).
По материалам: https://islam.global/