Положения Ислама, касающиеся невыполнения намаза
Ученые единогласны в том, что намаз является фардом для обладающего здравым рассудком человека, достигшего совершеннолетия, и для женщины, очистившейся от хайда и нифаса. В таких видах ибады (поклонения), как намаз и пост, поручительство и представительство недействительны. Кто заявляет о необязательности намаза, тот не является мусульманином, так как обязательность намаза доказана ясными положениями аятов, хадисов и иджмой. Но если кто-то пренебрегает выполнением намаза или не выполняет его из-за лени, то является «асы» и «фасиком».
Невыполнение намаза может стать причиной несчастий в этом мире и мучений в мире вечном. О наказании в вечном мире Всевышний Аллах сообщил:
«[Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: «Что привело вас в адское пламя?» Они ответят: «Мы не творили обрядовую молитву» (Сура аль-Муддассир, 74/42-43)
«Их сменили потомки, которые перестали совершать молитву и покорились страстям и скоро пожнут [плоды своего] заблуждения, исключая тех, которые раскаялись, уверовали и вершили добрые дела» (Сура Марьям, 19/59-60)
«Горе же тем молящимся, которые к молитве своей небрежны [не исполняют их как положено и в свое время]» (Сура аль-Маун, 107/4-5)
Пророк Мухаммад ﷺ по этому поводу говорил:
«Кто намеренно пренебрегает намазом, тот лишается покровительства Аллаха и Его Посланника» (Ахмад бин Ханбаль, 5/238, 6/461)
«Кто не выполнил намаз-аср, все его благие деяния не будут зачтены» (Бухари, Мавакыт, 15, 34; Насаи, Салят, 15)
«Если кто-либо по небрежности пропустит три намаза-джума, Аллах запечатает его сердце» (Насаи, Джумуа, 2; Тирмизи, Джумуа, 7; ибн Маджа, Икама, 93).
По мнению ханафитов, пока мусульманин, из-за лени не выполняющий намаз, не начнет отрицать обязательность намаза, он будет продолжать считаться мусульманином, но грешником. В таком случае, необходимо сделать ему предупреждение, посоветовать раскаяться, чтобы он не служил для других дурным примером, изолировать от общества и, с целью воспитания, можно даже побить. Так же поступают с человеком, который не соблюдает пост в месяц Рамадан (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, Египет, 1/326; аш-Шурунбуляли, Маракаль-фалах, Египет, 1315, стр. 60).
По мнению имамов других трех мазхабов, человек, без уважительной причины не совершивший намаз, считается преступником, который нарушил законы Ислама, и если он не раскается, то его наказывают самым суровым образом, приговаривая к смерти (Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, Египет, 1/87; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, аль-Халяби, 1/51; аз-Зухайли, 1/503, 504; ат-Тауба, 9/5; Бухари, Дият, 6; Муслим, Касама, 25, 26).
Кто не совершил намаз, забыв о нем или проспав, или из-за лени, тот должен сделать када, то есть, обязан возместить его, ибо в хадисе говорится:
«Кто проспал или по забывчивости не совершил своевременно намаз, пусть восполнит пропущенный намаз сразу же, как вспомнит о нем» (Абу Дауд, Салят, 11; ибн Маджа, Салят, 10; Насаи, Мавакыт, 53)
По мнению большинства факихов, человеку, который из-за сна или по забывчивости не совершил в свое время предписанный намаз, обязательно нужно совершить када, а человеку, который не выполнил намаз из-за лени, нужно в первую очередь восполнить пропущенные намазы.
Кроме того, необходимо раскаяться и просить прощения у Аллаха, ибо Он, если пожелает, может простить все грехи кроме придания Ему сотоварищей. Есть множество аятов и хадисов, в которых сообщается, что помилование Аллаха касается и тех, кто не выполнил в свое время намаз.
В Кyр`ане повелевается:
«Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает» (Сура ан-Ниса, 4/48)
В хадисе, переданном Убадой ибн ас-Самитом, говорится:
«Всевышний Аллах дал слово, что никогда не поместит в Ад того человека, который добросовестно совершал пятикратные намазы и соблюдал при этом все условия и предписания. Что касается тех, кто не совершает намазы, то обещания Аллаха к ним не имеют никакого отношения. Если пожелает, Он может наказать, но может и простить» (Абу Дауд, Витр, 2; Насаи, Салят, 6; Дарими, Салят, 208; Малик, Муватта, Салятуль-лейль, 14)
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал другой хадис, где сообщается:
«В Судный день первое, за что будет спрошен человек, – это намаз. Хорошо, если эти намазы совершались соответственно предписаниям и законам! В противном случае ему будет сказано: «Пойдите и посмотрите, совершал ли этот человек намазы-нафиль? Если есть на его счету такие намазы, то восполните ими недочеты, сделанные им во время совершения намазов-фард! После этого таким же образом поступят и с другими фардами» (Тирмизи, Салят, 118; Абу Дарими, Салят, 145; Насаи, Салят, 9; Тахрим, 2; ибн Маджа, Икама, 202).
Следовательно, недостатки, допущенные во время выполнения фард намазов, дополняют и покрывают намазами-сунна и намазами-нафиль. Однако главной целью настоящего мусульманина должно быть выполнение всех божественных повелений, включая фарды, сунну и другие виды ибады, так как намаз является источником радости и покоя в этом мире, но, наряду с этим, намаз представляет собой подготовку к миру будущему.
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 260-263
По материалам: http://islamdinr.ru/