Пост в месяце Ша`абан
Каждый мусульманин старается максимально следовать Сунне Пророка ﷺ и воплощать в жизнь практически все слова и поступки Посланника Божьего ﷺ. Верующему важно знать, как Пророк ﷺ соблюдал желательный пост, какие дни он предпочитал, придавал ли Пророк ﷺ значение отдельным месяцам, в частности, месяцу Ша`абан, а если придавал, то почему.
عن عائشة رضي الله عنها قالت: "كان رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم يصوم حتى نقول لا يفطر، ويفطر حتى نقول لا يصوم، وما رأيت رسول الله استكمل صيام شهر إلا رمضان، وما رأيته أكثر صيامًا منه في شعبان" رواه البخاري ومسلم.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что
«Посланник Господа ﷺ иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка ﷺ постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Ша`абан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
وفي زيادة عند مسلم: « ... وَلَمْ أَرَهُ صَائِمًا مِنْ شَهْرٍ قَطُّ أَكْثَرَ مِنْ صِيَامِهِ مِنْ شَعْبَانَ، كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ كُلَّهُ، كَانَ يَصُومُ شَعْبَانَ إِلاَّ قَلِيلاً »
В версии имама Муслима добавляется:
«Я никогда не видела его постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Ша`абан. Он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц, вернее, он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя несколько дней».
Посланник Всевышнего ﷺ назвал ряд причин соблюдения поста в месяце Ша`абан.
1. Люди пренебрегают месяцем Ша`абан
Месяц Ша`абан – это месяц, который приходится между запретным месяцем Раджаб, величие которого знает каждый, и между месяцем Рамадан, о достоинстве которого также широко известно. И поэтому люди пренебрегают месяцем Ша`абан и не усердствуют в богослужении. Однако этот месяц возле Господа является высокочтимым, и Его Посланник ﷺ соблюдал пост в этом месяце, дабы служить Всевышнему в то время, когда люди не усердствуют в поклонении. Ведь известно, что Аллах любит такой вид поклонения, которое совершено в то время, когда люди в забвении, и воздаёт за него вознаграждения больше, чем в обычные дни. И поэтому наиболее поощряемо и восхваляемо поминание Господа на рынках, когда люди шумят и заняты торговлей, и молитва, совершённая глубокой ночью, когда все люди спят, достойнее, чем в остальное время суток.
عن أسامة بن زيد، قَال: قُلتُ: يا رسول الله، لمْ أرَكَ تصوم شهْرًا من الشهور ما تصوم مِنْ شعْبان، قال: ((ذلك شهْرٌ يغْفُل الناس عنْه بيْن رجب ورمضان...،
Усама бин Зайд (да будет доволен им Аллах) сообщил, что он спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяце Ша`абан так часто, как ни в каком другом месяце». На что Пророк ﷺ ответил:
«Это месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают…».
2. Ша`абан – месяц, в котором представляется отчёт перед Владыкой
Отчёт деяний рабов Божьих представляется перед Господом каждый день, еженедельный отчёт представляется в понедельник и в четверг, а ежегодный – в месяце Ша`абан, и во всём этом есть некая мудрость Всевышнего (хотя никакие деяния не скрыты от Аллаха). И Посланник ﷺ часто постился в Ша`абане, чтобы его деяния были представлены перед Богом в тот момент, когда он соблюдает пост, тем самым служили причиной прощения и снисхождения. Поэтому в продолжении вышеприведённого хадиса Пророк ﷺ говорит:
وهو شهْرٌ تُرْفَع فيه الأعْمال إلى ربِّ العالمين، فأحبّ أنْ يرْفعَ عملي وأنا صائم. روى الترمذي والنسائ
«И это месяц, в котором расчёт дел людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я соблюдаю пост» (имамы ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Мы знаем, что пост является щитом для раба и преградой от наказания Господа. Аллах пообещал щедро наградить постящихся, и обрадовать их во время встречи с Ним.
Учёные знатоки приводит ещё одну пользу поста в месяце Ша`абан: пост в этом месяце является как бы подготовкой к месяцу Рамадан, чтобы организм привык к посту и человек не вступил в месяц Рамадан в напряжении и в затруднении.
Ещё одна мудрость поста в месяце Ша`абан по отношению к месяцу Рамадан заключается в том, что посты в Ша`абане выступают как желательные молитвы, совершаемые перед обязательной молитвой, а те шесть желательных постов месяца Шаваль выступают как желательные молитвы после обязательного намаза.
Как соблюдать пост в месяце Ша`абан?
Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» (т.3, с.178) пишет следующее:
حرم الصوم بعد نصف شعبان بلا سبب مما يأتي إن لم يصله بما قبله لخبر { إذا انتصف شعبان فلا تصوموا } وفهم منه أنه لو صام الخامس عشر وتاليه ثم أفطر السابع عشر حرم عليه صوم الثامن عشر.
«Запрещено соблюдение суннат-поста после первой половины месяца Ша`абан без причин, о которых далее будет сказано, а также если этот пост не связать с постом первой половины этого месяца, так как есть хадис: "Когда наступает середина месяца Ша`абан, вы не соблюдайте пост!".
Из этого следует, что если соблюдать пост на пятнадцатый и шестнадцатый день месяца Ша`абан, а на семнадцатый не соблюдать, то на восемнадцатый день соблюдать суннат-пост запрещено».
...(وله) (صومه عن القضاء والنذر) المستقر في ذمته والكفارة فيحل من غير كراهة ... وشمل إطلاقه قضاء المستحب.
«... Разрешается после первой половины месяца Ша`абан возмещать обязательный и желательный посты, соблюдать пост назр, пост каффарат».
...(وكذا لو وافق عادة تطوعه) سواء أكان يسرد الصوم أم يصوم يوما معينا كالاثنين والخميس أو يصوم يوما ويفطر يوما ... وتثبت عادته المذكورة بمرة .
«...Также разрешается (поститься), если у него есть определённый метод соблюдения суннат-постов. Например, он соблюдает пост каждый день или поститься в определённый день недели как понедельник и четверг. Или соблюдает пост через день.
Если у человека до середины месяца Ша`абан, хоть когда-то в прошлом, хоть один раз, был установлен один из вышеперечисленных методов (и он не отказался от этого метода), то его можно продолжать и во второй половине этого месяца».
Заключение
Соблюдать пост во второй половине месяца Ша`абан разрешается следующим людям:
1. Тому, кто до этого имел привычку регулярно поститься. Например, человек, который постился каждый понедельник и четверг, может продолжать делать это и во второй половине Ша`абана.
2. Тому, кто соблюдает обязательный пост, например, пост назр (обет) или пост каффарат (штраф) или возмещает пропущенный пост, будь то обязательный или желательный.
3. Тому, кто постился до наступления второй половины месяца Ша`абан, например 15-го числа и продолжает поститься до конца месяца, не пропуская ни один день поста.
Да поможет нам Аллах соблюдать пост в благословенном месяце Ша`абан, следуя Сунне Посланника Аллаха ﷺ, чтобы пост в эти дни послужил нам подготовкой к месяцу Рамадан.
Рахматулла Абдулкаримов
По материалам: http://islam.ru/