Права больных и людей с ограниченными возможностями
У ислама и исламской цивилизации особый подход к больным и людям с ограниченными возможностями. Этот подход начинается с облегчений для них в некоторых религиозных вопросах. Как об этом сказал Всевышний Аллах:
لَّيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ
«Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном» (ан-Нур, 61; аль-Фатх, 17).
А заканчивается этот подход на вселении надежды в их души и заботе об их физических и духовных правах.
Отношения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к больным
Мы видим, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) слышал о больном, то спешил проведать его, не смотря на свою занятость. Такое посещение больного не было ни обременительным, ни вынужденным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) чувствовал свою обязанность – посетить больного. А как иначе, ведь он (мир ему и благословение Аллаха) сделал одним из прав больного обязательность его посещения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«У мусульманина перед мусульманином – пять прав… и посещение больного» (Аль-Бухари 1183; Муслим 2161).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), будучи воспитателем и примером для подражания, старался облегчить больному его участь и болезнь, выразив ему – без чрезмерности – своё утешение, заботу и любовь. Что, в свою очередь, радовало больного и его близких. Передается от Абд Аллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал:
«Когда Сад ибн Убада сильно заболел, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с Абд ар-Рахманом ибн Ауфом, Садом ибн Абу Ваккасом и Абд Аллахом ибн Масудом (да будет доволен ими Аллах) пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
«Он уже умер?»
Они ответили: «Еще нет, о Посланник Аллаха». Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка плачущим, тоже заплакали. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит».
Тут он показал на язык и продолжил:
«Аллах наказывает вот за это, или же милует» (Аль-Бухари 1241; Муслим 924).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с мольбой за больного и радовал его доброй вестью о награде после болезни, которая постигла его. Таким образом он (мир ему и благословение Аллаха) облегчал состояние больного и помогал почувствовать довольство сложившейся ситуацией. Передается от Умм аль-Аля, что однажды во время болезни её проведал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
«Радуйся, о Умм аль-Аля! Поистине, болезнь очищает мусульманина от грехов подобно тому, как огонь очищает золото и серебро» (Абу Дауд 3092).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы облегчить состояние больного и ничем его не затруднить. Джабир ибн Абд Аллах (да будет доволен им Аллах) передает:
«Мы вышли в поход, и в одного нашего человека попал камень, который разбил ему голову. Затем у него случилась поллюция и он спросил своих товарищей: «Знаете ли вы об облегчении для меня, могу ли я совершить обтирание песком (таяммум)?», они сказали «Мы не знаем никакого облегчения для тебя, ведь ты в состоянии омыться водой». Затем человек искупался и умер, а когда мы вернулись к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) ему было доложено о случившемся, на что он сказал:
«Они убили его, да богубит их Аллах! Неужели они не могли спросить, если сами не знали!? Воистину, лекарство от невежества – это только вопрос. Ему было достаточно совершить обтирание песком (таяммум), наложить на рану повязку, протереть её и омыть остальную часть тела» (Абу Дауд 336; Ибн Маджах 572; Ахмад 3057; ад-Дарими 752; ад-Даракутни 3; аль-Байхаки 1016).
Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) старался лично решать проблемы больного. Однажды к нему (мир ему и благословение Аллаха) пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, у меня есть одна нужда, которую только ты можешь помочь мне решить». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«О мать такого-то, пойдем туда, куда пожелаешь, чтобы я помог тебе решить твою нужду»,
— а затем он отправился с ней, пока не помог ей решить её нужду» (Муслим 2326; Ахмад 14078; Ибн Хиббан 4527).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предоставил больным и людям с ограниченными возможностями право на лечение. Как внешнее, так и внутреннее здоровье тела является одной из целей ислама. Поэтому, когда один араб спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лечении, то он сказал:
«Лечитесь, о рабы Аллаха, ибо, поистине, Всевышний Аллах от каждой болезни, кроме старости, сотворил лекарство» (Абу Дауд 3855; ат-Тирмизи 2038, Ибн Маджах 2436).
Мусульманке не запрещено лечить мусульманина, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначил Руфейду – женщину из племени Аслям – лечить Сада ибн Муаза, когда его ранило стрелой в битве у Рва. Она (да будет доволен ею Аллах) лично лечила раненых и помогала тяжелобольным мусульманам (Аль-Бухари 1129).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на практике мягко относился к Амру ибн Джамуху, который был человеком с ограниченными возможностями – он был сильно хромым. Однажды он рассказывал, что четыре его сына хотели удержать его от сражения в день Ухуд. Тогда он пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
«Мои сыновья хотят удержать меня от этого выступления вместе с тобой. Клянусь Аллахом, я хочу прошагать со своей этой хромотой в рай». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Но тебя Аллах простит, ты не обязан участвовать в священной войне!»
А его сыновьям он сказал:
«Вы не должны его удерживать, может, Аллах даст ему смерть мученика».
После этого Амр вышел на сражение вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и пал мучеником в день битвы при Ухуде. Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о нём:
«Клянусь Тем, в чьей Власти душа моя! Поистине, среди вас есть тот, кто если попросит у Аллаха, то Он даст ему. Из их числа: Амр ибн аль-Джамух, поистине, я видел его, ступающим по раю с его хромотой» (Ибн Хиббан 7024).
Таково положение больных и людей с ограниченными возможностями в сени исламской цивилизации.
Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль Ахълякъу уаль Къиему фи-ль-Хадарати-ль-Исламия»
По материалам: http://islamdinr.ru/