Права детей на получение достойного развития и воспитания

31 январь 2023 1127 0
Режим чтения

Пророк установил нормы соблюдения равенства между детьми, чтобы между ними все делили поровну, чтобы не возникало соперничества и ревности от чувства ущемленности.

انْطَلَقَ بِي أَبِي يَحْمِلُنِي إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهم عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ اشْهَدْ أَنِّي قَدْ نَحَلْتُ - نحلت أي أعطيت بلا مقابل- النُّعْمَانَ كَذَا وَكَذَا مِنْ مَالِي فَقَالَ أَكُلَّ بَنِيكَ قَدْ نَحَلْتَ مِثْلَ مَا نَحَلْتَ النُّعْمَانَ قَالَ لَا قَالَ فَأَشْهِدْ عَلَى هَذَا غَيْرِي فإني لا أشهد على جور ثُمَّ قَالَ أَيَسُرُّكَ أَنْ يَكُونُوا إِلَيْكَ فِي الْبِرِّ سَوَاءً قَالَ بَلَى قَالَ فَلَا إِذً

Один из сподвижников сообщил Пророку о подарке своему ребенку. Пророк спросил его: «Всем ли своим детям ты сделал подобный подарок?» Он сказал: «Нет». Тогда Пророк сказал: «Тогда забери его обратно» (Бухари, Муслим).

Пророк Мухаммад неоднократно обращает внимание на воспитание девочек, зная склонность мужчин к предпочтению мальчиков. Пророк сказал:

«Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь, это записывается как награда. Начинайте с дочерей, ибо Аллах Всевышний нежен и мягок к ним» (рассказал Саад ибн абу Ваккас).

А также:

«Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют: «Мир вам обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна, и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха» (Ат-Табарани).

Права мальчиков и девочек защищены Шариатом самым полноценным образом, и нет преимущества одного над другой, поэтому все, что будет описано в этой главе относится к обоим полам в равной мере.

Как только ребенок родился, он имеет право на следующие действия со стороны родителей:

  1. чтение азана и икамата в ухо

На желательность этого указывает хадис, который передал имам Тирмизи и Абу Давуд от Абу Рафиа и согласно которому Посланник Аллаха произносил слова азана на ухо Хусайну после того, как Фатима родила его.

Мудрость чтения азана и икамата в том, чтобы первым, что услышит ребенок в этом мире, было поминание Аллаха, которое дает надежду на его безопасность.

  1. ат-тахник (протирание неба ребенка прожеванным фиником)

Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжеванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики.

Как передавала мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах), приносить своих детей Пророку Мухаммаду для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.

Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.

  1. имянаречение

Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.

Посланник Господа сказал:

إِنَّكُمْ تُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِأَسْمَائِكُمْ وَأَسْمَاءِ آبَائِكُمْ فَحَسِّنُوا أَسْمَاءَكُمْ

«Поистине, в День Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!» (Абу Дауд).

  1. акыка (жертвоприношение в честь рождения ребенка)
  2. бритье головы

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада :

قال رسول الله صلي آلله عليه وسلم: " كل غلام رهينة بعقيقته، تذبح عنه يوم سابعه ، و يسمي فيه،  و يحلق رأسه  "

«Рождение каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного. Животное закалывается на седьмой день [после рождения ребенка]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (аль-Хаким, аль-Байхакы, Ат-Тирмизи).

  1. обрезание (хитан, циркумзицио)

Обрезание мальчиков в Исламе называется «суннет», что еще раз подчеркивает важность данного предписания.

В многочисленных хадисах сказано о необходимости обрезания.

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم عق عن الحسن والحسين وختنهما لسبعة أيام

«Пророк Мухаммад сделал пожертвование (акика) и обрезание своим внукам Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения» (ат-Табарани).

  1. грудное вскармливание

Согласно Исламу ребенка, рекомендуется кормить в течение двух полных лет. Аллах в Кyр`ане говорит:

 وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلَادَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ لِمَنْ أَرَادَ أَنْ يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ

«Пусть матери кормят своих детей два полных года, если они хотят полноценного вскармливания...» (Сура «Аль-Бакара», аят 233).

Посланник Аллаха наставлял:

حاملاتٌ والِداتٌ مُرْضِعاتٌ ، رحيماتٌ بأولادِهِنَّ ، لَوْلَا ما يَأْتينَ إلى أزْوَاجِهِنَّ دخَلَ مُصَلِّيَاتِهِنَّ الجنَّةَ

«Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ахмад, Табарани, Хаким).

В то время как отец ответственен за полное обеспечение своих детей до их взросления, мать обязана заботиться о них, так как в Исламе жена освобождена от любых финансовых обязательств, но при этом процесс воспитания – совместный, где и мама, и папа вкладывают все свои возможности, время, любовь и внимание в общее чадо.

В исламе девочки и мальчики имеют равные права на внимание и заботу со стороны родителей. Они должны получать соответствующее питание, одежду, уход за здоровьем:

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим).

Помимо этого, важным аспектом в воспитании является образование, ведь получение образования обязательно для каждого мусульманина или мусульманки.

Пророк Мухаммад сказал:

"قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: طلب العلم فريضة على كل مسلم ومسلمة "

«Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (Табарани).

Первое слово божественного благословения было:

  اقْرَأَ 

«Читай…» (Сура «Аль-Аляк», аят 1).

Важность образования в исламе подчеркивается не только вышеприведенным аятом из суры «Аль-Аляк». В контексте вопросов равенства, развития и наличия у человека знаний крайне примечателен аят:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ

«… Скажи: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?" Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Сура «Аз-Зумар», аят 9).

Знания можно разделить на два типа. Первый – это знания своей религии. Второй тип представляет собой специализированное образование, посредством которого можно стать специалистом в конкретной сфере и приносить тем самым пользу обществу. На родителях лежит обязанность обеспечить своих детей обоими типами знаний (при этом нет никакой дискриминации по гендерному, расовому либо национальному признаку). Родители имеют право выбрать образование, наиболее подходящее для своего ребенка, исходя из его желания и способностей, а также вырастить его в соответствии со своей религией и культурой.

Критический период перехода от детства к взрослой жизни наступает в подростковом возрасте, к которому каждому родителю нужно подходить очень внимательно. В соответствии с канонами Шариата, девочки и мальчики становятся взрослыми по достижению ими половой зрелости. Этот возраст характеризуется в Исламе тем, что подростки становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия, а на родителей налагаются определенные обязательства, при которых они должны донести до подрастающего поколения те аспекты, которые не были затронуты ранее в связи с их малолетним возрастом и непониманием обстоятельств.

  1. Канонические обязательства

По достижению возраста половой зрелости, и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. К этому возрасту подростки уже должны знать элементарные адабы, в частности быть скромны.

Хадис пророка Мухаммада гласит:

     الحياءُ كلُّه خير، والحياءُ لا يأتي إلا بخير

«Скромность полностью является благом, и скромность всегда приносит только благо» (Бухари).

Также подростки принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т.е. молитвы, поста и т.д.

  1. Половое воспитание

Половое воспитание должно активно пресекать сексуальные эксперименты и учить молодых людей, что оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены исламом.

В Священном Кyр`ане сказано:

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُوْلِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (Сура «Ан-Нур», аяты 30-31).

От Ибн ‘Аббаса сообщается, что Пророк  сказал: 

عن عبدهللا بن عباس رضي هللا عنهما قال: سمعت النبي صلى هللا عليه َو َّن ٌ رجل بامرأة إال ومعها ذو محرم، وال تسافر ُ وسلم يخطب يقول: ال يخل المرأة إال مع ذي محرم متفق عليه

«Ни в коем случае не следует мужчине оставаться наедине с посторонней женщиной, если не будет с ней близкого родственника (махрам)» (Бухари, Муслим).

Все эти каноны могут в полной мере стать профилактикой недозволенного поведения в среде подрастающего поколения.

Еще одним неотъемлемым правом детей и подростков является их ограничение от грязного потока порнографии, насилия и прочих негуманных аспектов, присутствующих в средствах массовой информации. За этим строго должны следить родители, пресекая просмотр, а также разъясняя элементарные аспекты полового воспитания, интерес к которому и приводит к самостоятельному поиску информации подростком. Пока родители не начнут половое просвещение с точки зрения Ислама в семье, общество будет получать поколения, воспитывающее себя само посредством экспериментов и поиска вне семьи.

  1. Право на заключение брака

Как только подросток достиг совершеннолетия, ему разрешается вступать в брак. Девушки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девушек. Принуждать их вступить в брак категорически запрещается.

Молодые люди вправе самостоятельно выбрать себе спутника жизни, посоветовавшись с родителями, которые для них помощь, опора и поддержка в любой жизненной ситуации.

 

Сыщенко Татьяна, Бухарбаева Эльмира «Памятка для молодых людей, вступающих в брак», стр.46-48

По материалам: https://kazakhstan.unfpa.org/ 

Комментарии Вход