Правда ли, что детей нельзя пускать в мечеть?
Как известно, намаз, совершённый с джамаатом, ценнее индивидуального минимум в двадцать семь раз. А если коллективный намаз совершается в мечети, вознаграждение за него увеличивается ещё больше.
Помимо этого, есть множество вещей, от которых зависит дальнейшее увеличение вознаграждения за намаз в мечети, например, прибытие на намаз раньше имама, вход в мечеть до азана, соблюдение адаба по отношению к мечети и к прихожанам, стояние в первом ряду за имамом и прочее.
Человек получает тем больше награды, чем больше расстояние, которое он проходит по пути в мечеть. За каждый шаг по пути в мечеть и обратно домой человек получает отдельное вознаграждение.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ تَطَهَّرَ في بَيْتِهِ ، ثُمَّ مَضَى إلى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ ، لِيَقْضِي فَرِيضَةً مِنْ فَرَائِضِ اللَّهِ ، كَانَتْ خُطُواتُهُ ، إحْدَاهَا تَحُطُّ خَطِيئَةً ، وَالأُخْرَى تَرْفَعُ دَرَجَةً
«Когда кто-нибудь совершает очищение (омовение) в своём доме, а потом отправляется в один из домов Аллаха (мечеть) для совершения чего-либо из предписанного Аллахом, за один сделанный им шаг с него снимается одно прегрешение, а за другой – степень его повышается» (Муслим, 666; Ибн Хиббан, 2044)
Множество хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и предания сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) свидетельствуют об огромном вознаграждении за поход в мечеть и совершение коллективного намаза. Мечеть – это дом Аллаха, а те, кто пришёл в мечеть – это гости Всевышнего.
Разумный человек, осознавший, какое благо можно получить за присутствие на коллективном намазе в мечети, будет стараться совершить все пять намазов в ней, даже если он живёт далеко от неё. Также он будет стараться, чтобы его дети, родные и близкие ходили на намаз в мечеть.
От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إنَّ أَعْظَمَ النَّاسِ أجْراً في الصَّلاةِ أبْعَدُهُمْ إلَيْهَا مَمْشىً ، فَأَبْعَدُهُمْ
«Поистине, наибольшую награду за совершение джамаат-намаза получит тот из людей, кому приходится проходить наибольшее расстояние до мечети» (Бухари, 651; Муслим, 662)
Каждый родитель должен осознавать, какая огромная ответственность перед своими детьми возложена на него. Он должен быть для них примером во всём. При этом родители должны понимать, что их дети отличаются от них. Это естественно.
Однако некоторые родители запрещают своим детям, которые уже умеют совершать намаз и знают, как вести себя в мечети и в других общественных местах, ходить на джамаат-намазы якобы в воспитательных целях.
Такие родители приводят разные причины. Кто-то говорит, что дети его не слушаются в мечети, другие – что они не дожидаются и уходят раньше него; и таких причин может быть очень много.
Если дело будет продолжаться так, то эти дети, и повзрослев, не будут придавать значения совершению коллективных намазов, ведь им запрещалось ходить в мечеть, несмотря на те блага, которые заключаются в этом. Тем самым они потеряют все блага, которые могли быть им дарованы за совершение коллективных намазов в мечети.
Нет ничего хорошего в запрете для детей ходить на коллективные намазы в мечеть, даже если это делается в воспитательных целях. Воспитание представляет собой исправление ребёнка, обучение его поклонению и благим нравам и остережение от дурных нравов. А в запрете ребёнку ходить в мечеть нет ничего хорошего для его воспитания.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:
«Отец обязан воспитывать своих детей и обучать их всем необходимым религиозным обязанностям. Это обучение является обязанностью отца, а также и других опекунов до того, как мальчик или девочка достигнет совершеннолетия».
Родители копят для своих детей множество мирских благ, не уделяя внимание их правильному воспитанию, но наилучшее, что может дать родитель своему ребёнку – это хорошее воспитание.
От Са’ида ибн Аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا نَحَلَ وَالِدٌ وَلَدًا مِنْ نَحْلٍ أَفْضَلَ مِنْ أَدَبٍ حَسَنٍ
«Ни один отец не подарит своему ребёнку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Тирмизи, 1952)
Как известно, небрежное отношение отцов к воспитанию детей и обучению их всему необходимому причиняет огромный вред не только этим детям, но и всему обществу. Несомненно, запрет детям ходить в мечеть и те последствия, которые могут проистечь из этого запрета, является вредительством и никак не может быть воспитанием.
Такие отцы должны проявить богобоязненность и исправить свои ошибки. А детей необходимо приучить к совершению намаза в мечети с малых лет, в противном случае в дальнейшем родителям будет очень трудно заставить их ходить в мечеть. И детям самим будет трудно заставить себя ходить в мечеть, когда они повзрослеют.
Воспитывать, развивать и обучать детей стоит с самого рождения. Более того, как утверждают некоторые учёные, следует начинать это задолго до рождения ребенка, то есть с выбора праведной матери для ребёнка.
Муслим Абдулаев
По материалам: http://islamdag.ru/