Праведная жена – лучшее в мире благо
Мы все знаем, какую важную роль женщина играет в мусульманском обществе. Особое место в деле воспитания здорового общества занимает жена и мать. Не зря говорят, что испорченный мужчина – испорченная семья, а испорченная женщина – испорченный народ.
Роль женщины в жизни общества огромна. Она и мать, и жена, и дочь. Праведная женщина может стать причиной становления праведного общества, а порочная женщина может это общество разрушить.
Посланник Аллаха ﷺ считал, что одной из важнейших составляющих счастья человека является праведная жена, а главной составляющей несчастья он считал брак с плохой женой.
От Са‘да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَرْبَعٌ مِنَ السَّعَادَةِ: الْمَرْأَةُ الصَّالِحَةُ، وَالْمَسْكَنُ الْوَاسِعُ، والجار الصالح، والمركب الْهَنِيءُ، وَأَرْبَعٌ مِنَ الشَّقَاوَةِ: الْجَارُ السُّوءُ، وَالْمَرْأَةُ السوء، والمسكن الضيق، والمركب السوء
«Счастье заключается в четырёх составляющих: праведной жене, просторном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье заключается в четырёх составляющих: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище» (Имам Ахмад, 1445; Ибн Хиббан, 4032)
В другом хадисе, который передаётся от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَزَقَهُ اللَّهُ امْرَأَةً صَالِحَةً، فَقَدْ أَعَانَهُ اللَّهُ عَلَى شَطْرِ دِينِهِ، فَلْيَتَّقِ اللَّهَ فِي الشَّطْرِ الثَّانِي
«Тому, кого Аллах наделил праведной женщиной, Он уже помог в соблюдении половины религии. Так пусть же он убоится Аллаха в оставшейся половине» (Табарани, «Му’джам аль-Авсат», 972; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 5487)
Олицетворять половину веры мужа – это очень серьёзная задача для женщины. Это означает, что праведная жена берёт на себя ответственность за то, чтобы жизненный путь её мужа привёл его к счастью в обоих мирах, помогая ему соблюдать религию и исполнять предписания религии.
Это только одно из многих предназначений праведной женщины. Заботой о муже она не только добьётся счастья для мужа, но и заработает себе большую награду от Всевышнего Аллаха.
Мудрая женщина понимает, какое значение в семейных в отношениях имеют правильно подобранные слова, какова сила благодарности и какова сила прощения. В то же время жена должна помнить, что злой язык, недобрые слова и постоянная неблагодарность по отношению к мужу причиняют огромный вред их семейной жизни и лишают её той большой награды.
Любая информация, которую жена хочет донести до мужа, должна нести в семью мир и позитив. Если, прежде чем сказать что-то, женщина чувствует, что то, что она скажет, содержит негатив и может обидеть мужа, то для неё же самой лучше промолчать. Промолчать и простить, ведь не зря говорят: молчание – золото.
Ссоры в семье, которые сопровождаются злыми словами, взаимными обвинениями и упрёками, ни к чему хорошему не приводят. Результатом этого могут быть только лишь сожаления и конфликты, разрушающие добрые отношения в семье. Такие отношения в семье необходимы, чтобы сохранить тёплые чувства и взаимопонимание между супругами, но это не означает, что жена вообще не может вообще возразить мужу, сделать ему замечание или указать на его ошибку.
Она может делать это, более того, ей следует исправлять мужа, если он поступает неправильно или ошибается в чём-то. Но при этом ей ни в коем случае нельзя делать это с упрёком и укором, в любом случае надо проявлять уважение и смирение.
Ради благополучия семьи женщина должна всячески поддерживать мужа как главу семейства, как хозяина дома и ни в коем случае не внушать ему комплекс неполноценности несостоявшегося мужчины. Ведь некоторые мужчины воспринимают постоянные и настойчивые советы жены как упрёк в неспособности самостоятельно решать проблемы.
Мудрость женщины заключается в том, что она всегда принимает главенство мужа, даже если он не очень рассудителен, неудачлив и не силён характером. При этом она не считает это принижением своего достоинства или угнетением со стороны противоположного пола.
Жена может давать мужу разные советы, указывать на его ошибки, если она уверена в том, что ему нравится получать советы и исправления от неё и это не задевает его мужское достоинство. В противном случае ей не следует делать этого, особенно в присутствии третьих лиц, даже детей.
Если женщина хочет, чтобы в семье было спокойствие и с мужем у неё были хорошие отношения, ей следует раз и навсегда исключить из своей жизни три действия: обвинения, выражения обиды и оскорбления. Ни одна уважающая себя личность не позволит себе подобные чувства.
Можно ещё долго приводить рекомендации и рассказывать, как жена должна вести себя с мужем, но претворить всё это в жизнь способна только праведная женщина с искренней верой.
Именно поэтому Посланник Аллаха ﷺ утверждал, что счастье заключается в праведной жене и считал, что, если Всевышний Аллах наделил мужчину такой женой, Он уже помог в половине его религии.
Помимо этого, Посланник Аллах ﷺ настоятельно советовал тому, кто собирается жениться, выбрать праведную религиозную женщину, ибо это является залогом семейного счастья и хороших взаимоотношений между супругами.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، تَرِبَتْ يَدَاكَ
«На женщине женятся, учитывая четыре её качества: богатство, знатность, красоту и религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки» (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)
Что касается слов Пророка ﷺ: «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Арабы говорят эту и подобные фразы, когда порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь же Пророк ﷺ этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.
Стоит отметить, что в одном из дуа, которые чаще всего возносил Посланник Аллаха ﷺ, содержится просьба к Всевышнему даровать в этом мире благочестивую праведную жену.
От ‘Абдуль‘азиза ибн Сухайба передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ أَكْثَرُ دُعَاءِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: اللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً، وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Чаще всего Пророк ﷺ обращался к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой: "Аллаhумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дуня х'асанатан, ва фи-ль-ахирати х'асанатан ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном (ахирате) добро и защити нас от наказаний огня (Ада))"» (Бухари, 6389; Муслим, 2690)
Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» в комментариях к этому хадису, приводя различные мнения относительно толкования слов Пророка ﷺ, пишет следующее: «От Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази передаётся, что благочестивая праведная жена является добром (этого мира). Подобное мнение передаётся также от Язида ибн Абу Малика».
Далее Ибн Хаджар Аль-Аскаляни пишет: «Автор книги “Аль-Кашшаф” ограничился толкованием, которое Ас-Са‘ляби передал от ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): “Добро в этом мире – это праведная благочестивая жена, добро в Ахирате – гурии. А под наказанием огня подразумевается плохая жена”».
Всё вышеприведённое доказывает, что праведная жена на самом деле является лучшим благом этого мира не только для её мужа, но и для всей семьи и всего общества. Ведь от благополучия семьи как одной из ячеек общества зависит благополучие всего общества.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/