Правила приёма пищи
В своей известной книге «Ихъяу улюму ддин» имам аль-Газали говорит, что этика приёма пищи – до начала трапезы, во время неё и после окончания – различается. Этика до приёма пищи включает в себя семь составляющих.
Еда должна быть чистой и дозволенной (халяль)
Пища должна быть заработанной или приобретённой дозволенным путём. Одно из основных требований нашей религии – чтобы наше имущество (еда, одежда, жильё и т. д.) были дозволенными, приобретёнными халяльным путём. Поэтому мы должны придавать большое значение приобретению дозволенной пищи, особенно в наше время, когда халяль (дозволенное) и харам (запретное) смешались.
Всевышний Господь призывает нас к употреблению чистой, дозволенной пищи. В Кyр`ане об этом сказано (смысл комментария):
«О верующие! Ешьте только чистое из того, чем Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху ﷻ (за все блага), если вы искренне поклоняетесь Ему (верите, что только Он наделяет благами)» (сура «Аль-Бакара», аят 172).
Пророк ﷺ сказал:
«Поиск дозволенного заработка является обязанностью каждого верующего» (аль-Байхаки).
В другом хадисе говорится:
«Если кто-либо в течение 40 дней подряд будет есть только дозволенное, ничуть не смешивая его с запретным, то Всевышний Аллах наполнит его сердце светом. В сердце этого человека рекой потечёт благодать, и оно очистится от (чрезмерной) любви к мирскому» (Абу Нуайм).
Ибн Аббас رضي الله عنه передаёт, что есть ангел над мечетью Акса (Иерусалим), который твердит: «У тех верующих, которые едят недозволенную пищу, не будут приняты ни обязательные (фарз), ни желательные (сунна) предписания (действия)».
Вы только представьте: все наши хорошие деяния – пятикратная молитва, закят, пост, хадж и т. д. – не будут приняты, если мы употребляем запретную (харам) еду!
Абу Бакр رضي الله عنه однажды выпил молоко, которое его раб получил в качестве платы. После он спросил раба, за какую работу он его получил. Тот ответил, что он предсказал что-то и ему заплатили за это. Тогда Абу Бакр رضي الله عنه засунул пальцы в рот и вызвал рвоту, очистив так желудок от этого молока. Так же поступил Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه, когда выпил молоко общественных верблюдов, не зная об этом. Настолько сильно праведные сподвижники остерегались употребить сомнительную пищу.
Великий праведник Ибрагим бин Адхам говорил: «Старайся, чтобы твоя еда была дозволенной, чистой, и это тебе будет достаточным, даже если ты не будешь соблюдать желательные посты и бодрствовать по ночам, пребывая в поклонении». То есть иметь дозволенный заработок является более важным, чем желательный пост и другие благие деяния.
Праведные жёны наших предков говорили своим мужьям: «Не неси домой средства, заработанные недозволенным путём, лучше мы будем терпеть голод и жажду, чем терпеть жар и муки адского огня».
Сегодня и мужчины, и женщины редко задаются вопросом, дозволен ли их заработок с точки зрения религии, и это последствие слабости нашей веры.
Мытьё рук перед едой
В хадисе Пророка ﷺ сказано:
«В мытье рук перед и после еды есть благодать» (ат-Тирмизи).
В другом хадисе говорится:
«Мытьё рук до и после еды отвергает бедность, а также является путём (сунной) пророков» (ат-Табрани).
Желательно, чтобы перед едой первыми начали мыть руки именно дети, а потом взрослые, так как у детей руки могут быть более грязными, а воды может хватить не на всех.
Желательно, чтобы после мытья рук до еды их не вытирали, потому что на полотенце могут быть микробы. А мытьё после еды надо начинать со взрослых и вытирать руки полотенцем.
Принимать пищу на полу, постелив скатерть
В хадисе от Анаса رضي الله عنه говорится:
«Пророк ﷺ не садился за стол» (аль-Бухари).
В другом хадисе сказано:
«Когда приносили еду, Пророк ﷺ клал её на пол» (Ахмад).
Имам аль-Газали писал: «Мы не говорим, что сидеть за столом во время принятия пищи нежелательно или запретно (харам), потому что до нас не дошли хадисы, запрещающие это. Но садиться на полу и стелить на нём скатерть восхваляемо, потому что это напоминает нам путешествие (сафар), ведь так едят путники. И пусть это станет причиной того, чтобы мы не забывали, что в этом мире мы путники и наша жизнь – лишь путешествие в мир вечный».
Имам аль-Газали также говорил: «Четыре вещи появились после того, как Посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир: стол, сито, полотенце и сытость».
Однако все эти вещи, кроме сытости, хотя и являются нововведением, не запретны, потому что в них нет противоречия Кyр`ану и Cунне. Сытость же, или переедание, является порицаемым и нежелательным деянием.
Приём пищи сидя
Во время трапезы желательно садиться так, как это делал Посланник Аллаха ﷺ: сидя на колене или на левой ноге, приподняв правую. Пророк ﷺ говорил:
«Я не ем лёжа на боку, я раб, и ем как раб, и сажусь как раб» (аль-Баззар).
Также нежелательно пить воду, лёжа на боку.
Намерение перед едой
Желательно во время приёма пищи сделать намерение «чтобы эта еда придала силы для совершения полноценного поклонения Всевышнему». Так приём пищи будет подобен богослужению. Тот, кто приступит к трапезе с таким намерением, станет есть, лишь будучи очень голодным. При этом необходимо остерегаться переедания, так как из-за чрезмерного насыщения желудка трудно совершать полноценное поклонение.
Довольствоваться тем, чем Всевышний наделил
Желательно довольствоваться той едой, которая имеется, не стремясь к лучшей. К сожалению, большинство из нас, имея чуть зачерствевший хлеб, постараются приобрести свежий. А делаем мы так, следуя за страстями. Мы должны научиться ценить то, что имеем. Надо уважительно относиться ко всем дарам Всевышнего, и особенно к хлебу. Если хлеб, несмотря на чёрствость, пригоден к употреблению, то нужно довольствоваться этим. В этом для нас будет только благодать.
Да одарит нас Всевышний пониманием, что к хлебу и другим. Его дарам нужно относиться с уважением!
Не садиться за стол одному
Желательно собрать за столом как можно больше людей. В хадисе Пророка ﷺ говорится:
«Вы садитесь за стол вместе – в вашей еде будет благодать» (Абу Давуд).
От Анаса رضي الله عنه известно, что Посланник Аллаха ﷺ никогда не садился за стол один. Также в хадисе сказано:
«Лучшая еда та, вокруг которой собралось много рук» (аль-Байхаки).
Если нет гостей, то соберитесь за столом всей семьёй и, ведя приятный разговор, примите то, что даровал Всевышний. Это укрепит семейные узы и ниспошлёт благодать вашей семье. Амин.
Мухаммад Дибиров
По материалам: https://as-salam.ru/