Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим

04 июнь 2019 1854 0
Режим чтения

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше чем сунна – меньше чем фард).

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Сунной по шафиитскому и ваджибом по ханафитскому масхабу является совершение праздничного намаза в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой. У кого нет возможности совершить намаз в мечети, и есть на это Шариатом обоснованная разрешительная причина, – тот может совершать праздничный намаз дома.

 

Этика праздника: действия, являющиеся желательными, но необязательными

В эти дни желательно все то, что и в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть праздничную одежду (лучше белого цвета), отправиться на намаз пораньше. Не стоит слишком много времени и денег уделять для покупки праздничной одежды.ассказывают, что Умар бин Абдуль Азиз (пятый праведный халиф) (раа) в праздничный день увидел своего маленького сына, одетого в изношенную рубашку, и заплакал. Сын спросил: «Что заставило тебя заплакать?» Умар ответил ему: «О сынок, я боюсь, что в этот праздничный день ты будешь в печали оттого, что твои сверстники увидят тебя в этой изношенной рубашке». На что сын ответил: «О Повелитель Правоверных, поистине печалиться стоит тому, кого Аллах не наделил Своим довольством, или же тому, кто заставляет страдать своих родителей, а я надеюсь, что Аллах будет доволен мною, так как ты, мой отец, доволен мною». Прижав его к себе, Умар заплакал, поцеловал в лоб и прочитал дуа за него. И после смерти Умара его сын был самым набожным среди людей.

Также есть поговорка:

«Праздник не у того, кто надел хорошую одежду. Праздник у того, кто проявил больше усердия в поклонении».

Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно что-нибудь съесть, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы затем поесть блюда из жертвенного мяса.

С момента наступления праздничной ночи (а она начинается с азана на магриб) крайне желательно многократное произнесение такбира дома, в дороге, в мечети, на рынке – делая это вслух и громко. Женщинам же в присутствии посторонних мужчин не разрешается произносить вслух такбир. Его время заканчивается, когда имам начинает праздничную службу. Желательно идти на праздничный намаз одной дорогой, возвращаться – другой. Раздать закятуль-фитр (активная ссылка на матерал закят-уль-фитр) до отправления на намаз.

 

Когда читается ид-намаз?

Во время праздника разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) и в праздник жертвоприношения (Ид-аль-адха, Курбан-байрам).

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над горизонтом на размер штыка, спустя 30 минут после восхода солнца. Это время начала зуха (духа)-намаза – Его срок истекает с наступлением обеденного намаза, т. е. когда солнце оказывается в зените – за 15–20 мин до азана.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама ради Всевышнего Аллаха».

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Как и в других намазах, связывая с намерением, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.

 

 

Подробное описание праздничного намаза

Первый рака'ат:

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака'ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):  

«Субхаанакял-лаахумма уа бихамдикь, уа табааракясмукь, уа та‘аляя джаддукь, уа ляя иляяхэ гайрукь»

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы. По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя).

Перевод:  «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

 Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:  

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Ар-рахмаани ррахиим. Мяялики яумид-диин. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин. Ихдина ссыраатоль-мустакыым. Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин»

Аминь.  

Примечание: Слова «аминь» произносится про себя.

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом рака'ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).  

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Кур`ан, 87)

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны, после встают на второй рака'ат.

Второй рака'ат:

Во втором рака'ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:  

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид уа лям юуляд. Уа лям якул-ляху куфуван ахад»

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака'ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон. Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):   

«Ат-тахияяту лил-ляяхи уас-солауаату уат-тойибаату, Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю уа рахматул-лаахи ва баракяятухь, Ас-саляяму ‘аляйнаа уа ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн, Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»

Во время произнесения слов «ля иляха» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.  

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салауат:  

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа Ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Уа баарик ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид»

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум уа рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом два рака'ата праздничной молитвы завершаются. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):  

«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа»

Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):  

«Аллаахумма анта ссаляям уа минкя ссаляям, табааракта я заль-джаляяли уаль-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя уа щукрикя уа хусни ‘ибаадатикь»

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака'атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом. После намаза имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь о празднике разговения и.т.д.

 

По материалам: https://ummet.kz/

Комментарии Вход