Прекрасный пример для подражания
Среди всех живых существ Аллах даровал лишь человеку иметь честь и счастье обладания долей от всех Его Божественных имен. С целью испытания, Аллах наделил человека предрасположенностью к порочности и к благочестию, позволив ему обладать качествами, способствующими как добру, так и злу. Цель религии заключается в уменьшении отрицательных качеств человека, связанных с его естеством, и в предоставлении человеку возможности довести свои достойные качества до величайших высот добропорядочности.
Однако для того, чтобы это намерение могло осуществиться, у человека возникает необходимость в реальном примере, который бы являлся образцом для подражания – «Усуа-и Хасана». Одной из сокровенных и мудрых причин ниспослания Пророков является то, что они являются совершенными образцовыми личностями, за которыми могут следовать люди.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن رَّسُولٍ إِلاَّ لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللّٰهِ
«Мы ниспослали посланников только для того, чтобы им повиновались по воле Аллаха…» (Сура «Ан-Ниса», 64)
У нашего Учителя Пророка Аллаха ﷺ, это качество достигло наивысшей точки совершенства.
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللّٰهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَنْ كَانَ يَرْجُو اللّٰهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللّٰهَ كَثِيراً
«Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного Дня и поминает Аллаха многократно» (Сура «Аль-Ахзаб», 21)
Единственным Пророком и единственным человеком в истории человечества, жизнь которого изучена вплоть до мельчайших подробностей, является Высокочтимый Мухаммад Мустафа ﷺ. Все его действия, слова, чувства и эмоции, записываясь и запоминаясь, вошли в почетные скрижали истории. Его жизнь является примером для подражания всем будущим поколениям до самого Судного Дня.
В Священном Кyр`ане о нем сказано так:
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
«И, поистине, ты — человек превосходного нрава» (Сура «Аль-Калам», 4)
Образ жизни Посланника Аллаха ﷺ составляет стройную систему гениальных человеческих поступков. Ибо Всевышний Аллах подарил всему человечеству этого благословенного Человека в качестве совершенного образца для подражания – «Усуа-и Хасана». Господь, избрав его в обществе людей как человека, находящегося на самом низком социальном уровне – сироты, как человека беспомощного и бессильного, поднял до высочайшего положения, а именно, до положения Пророка и главы государства. Для того чтобы люди, находящиеся на различных ступенях общества, воспользовавшись примером Пророка Мухаммада ﷺ в качестве образца для себя, смогли реализовать себя в меру своих сил и способностей. А это осуществится в той мере, насколько сильна любовь человека к нему, и насколько он пропитывается его духовностью.
Пророк Аллаха ﷺ являет собой образец духовного лидера и главы государства. Он пример для тех, кто входит в сад Божественной любви. Он является образцом для подражания в смирении и благодарности Всевышнему Аллаху в те моменты, когда Господь осыпает Своими щедростями. Он пример покорности и терпеливости в трудные времена. Он образец щедрости в момент распределения трофеев среди муминов и образец умеренности и довольствования малым тогда, когда речь идет о нем самом. Он пример нежности, сострадательности и ласкового обхождения в семье. Он является примером сострадательного отношения к слабым, обездоленным людям, к рабам. Он пример снисходительности и прощения виновных и тех, кто совершил проступки.
Если ты – обладающий властью богатый знатный человек, то подумай о щедрости и скромности благородного Пророка ﷺ, который господствовал над всей Аравией, сумел привязать к себе узами любви и подчинил себе всех выдающихся арабов!
Если ты – один из слабых и беспомощных подданных, то возьми за образец для подражания жизнь Пророка ﷺ, жившего в Мекке, под гнетом правления жестоких грабителей мушриков (неверных)!
Если ты – победоносный завоеватель, то извлеки для себя уроки из жизни Пророка ﷺ, полной мужества, отваги и покорности Аллаху, который одолел врагов в сражениях при Бадре и Хунайне!
Если ты, не дай Аллах, потерпел поражение, то тогда вспомни уповающего на Всевышнего безропотного Пророка ﷺ, который мужественно сражался во время войны в Ухуде среди павших смертью великомучеников и раненых своих асхабов!
Если ты учитель, то вспомни Пророка ﷺ, передававшего Божественные предписания Асхабам Суффа (радыйаллаху ‘анхум) в мечети вместе со щедростью своего тонкого, чувствительного сердца.
Если ты учащийся или студент, то представь мысленно Пророка ﷺ, сидящего перед (ангелом) Джибраилем (‘алейхис-саллам), который передавал ему Божественные откровения!
Если ты проповедник, дающий наставление, или надежный духовный наставник-муршид, то слушай Пророка ﷺ, сеющего семена мудрости в Масджид ан-Набауи! Прислушайся к его приятному, ласковому голосу и привяжись к нему всем сердцем!
Если ты хочешь нести справедливость, защищать и сообщать об истине, и если у тебя нет ни одного помощника, то взгляни на жизнь Пророка ﷺ, который, будучи лишен всякого рода содействия, объявив угнетателям о справедливости, призвал их на путь истины!
Если ты, одержав победу, переломил хребет своему врагу. Если ты взял над ним верх, преодолев его упрямство. И если ты, уничтожив ложь, провозгласил истину, то представь Пророка ﷺ, согнувшегося в три погибели так, словно он совершает земной поклон Всевышнему Аллаху, сидя на своем верблюде, когда он стал завоевателем священного города в день покорения Мекки!
Если ты хозяин земель и хочешь наладить в них дело, то возьми пример с Пророка ﷺ, который, став владельцем участков в Хайбаре и Фадаке, назначил управляющими людей, которые были способны вести там дела по благоустройству и управляли хозяйством самым наилучшим образом!
Если у тебя нет близких, и ты одинок, то вспомни о светлом сироте Абдуллаха и Амины, об их любимом невинном чистом сыне!
Если ты юноша, то обрати внимание на чистую, благородную, высоконравственную жизнь Пророка ﷺ, который отроком пас овец в Мекке, работая пастухом!
Если ты молодой человек, мечтающий создать семью, где царила бы атмосфера духовности, то обрати внимание на семейную жизнь Пророка Аллаха ﷺ и на его рекомендации и наставления!
Если ты торговец, совершающий торговые поездки, то поразмышляй над положением человека, самого великого из группы людей, направляющихся из Сирии в Бусру!
Если ты судья, то подумай о его справедливых и прозорливых действиях в то время, когда великие и знатные люди Мекки собирались пойти друг на друга войной, споря, кто установит в Каабе Хаджаруль-Асуад (чёрный камень). И вновь переведя взор на историю, ты только взгляни на Пророка ﷺ, того, кто принимал самые справедливые решения, сидя среди людей в Масджид ан-Набауи, относясь одинаково и к бедняку, прозябавшему в нищете, и к богачу, обладавшему состоянием!
Если ты являешься супругом, то обрати внимание на чистый нравственный образец жизни, характер того, кто был супругом высокочтимой Хадиджи и высокочтимой Айши (радыйаллаху ‘анхума). Обрати внимание на его чувствительность, его ласку, его нежность, его сострадательность и на его справедливое отношение ко всем своим женам!
Если ты являешься отцом детей, то ты узнай, как относился к Фатимату`з-Захра (радыйаллаху ‘анха) и к высокочтимым Хасану и Хусейну (радыйаллаху ‘анхум) Пророк Мухаммад ﷺ, являвшийся их отцом и дедом!
В каком качестве бы ты ни был, в каком положении ни находился бы, и днем, и ночью, всегда, в любое время ты обнаружишь, что Высокочтимый Мухаммад Мустафа ﷺ является для тебя самым совершенным наставником и прекрасным вождем. Он – наставник, даровавший лекарства в строгом выполнении его сунны. Следуя наставлениям и обычаям, ты сможешь исправить свои ошибки, сможешь поправить дела, пришедшие в расстройство. Благодаря Свету его, ты, избавившись от неприятных жизненных ситуаций, обретешь истинное счастье!
Если ты желаешь, избавившись от рабства материальных желаний, жить духовной жизнью, то найди «Билялов», «Ясиров» и «Саубанов», воспитанных Посланником Аллаха ﷺ! Будь вместе с ними и будь преданным и верным, и тогда ты обретешь чувствительное, нежное, мягкое, доброе сердце. Не забывай о том, что люди эпохи джахилийи (невежественности), обретя путь истины благодаря тому, что Пророк Аллаха ﷺ указал им путь, неотступно следуя за ним, стали правдивыми, верными и преданными.
Даже собака Кытмир, принадлежавшая асхабам Кахфа, и та удостоилась большой милости, благодаря выпавшей и на ее долю толики любви, дарованной преданным (садык). И, в противоположность этому, жена Пророка Лута и сын Пророка Нуха — Канан стали жертвами гнева Аллаха из-за того, что общались с распутниками и деспотами. Они и им подобные, будучи обречены на гибель, потонули в пучине своих страстей вместе с обществом тиранов. А раз так, то ты старайся заполнить страницы своей жизни пребыванием рядом с преданными и праведными влюбленными в Пророка Аллаха ﷺ друзьями его, постоянно поминающими имя Аллаха, чтобы не оказаться недальновидными и опрометчивыми!
Знай же, что его образ жизни, его жизнь – это благоухающий розарий, который украшают ароматные и изысканные розы невиданной, редкой красоты! Его исключительная душевная организация была столь же совершенна и бесподобна, как и его телесная красота.
О его благородных возвышенных достоинствах Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللّٰهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللّٰهَ إِنَّ اللّٰهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ
«О вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий. О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны, и вы даже не будете знать [об этом]» (Сура «Аль-Худжурат», 1-2)
Эти священные аяты призывают всех мусульман к высокой нравственности, благовоспитанности, хорошим манерам, деликатности и вежливости по отношению к высокочтимому Пророку ﷺ. К примеру, в Священном Кyр`ане к другим Пророкам используется обращение по имени. К Высокочтимому Пророку Мухаммаду ﷺ при обращении используются выражения: «О Пророк, о Посланник». Всевышний Аллах велит, чтобы все мумины (верующие) подчинялись этому правилу приличия:
لَا تَجْعَلُوا دُعَاء الرَّسُولِ بَيْنَكُمْ كَدُعَاء بَعْضِكُم بَعْضاً
«Не равняйте призыв Посланника к вам с призывом, с которым вы обращаетесь друг к другу…» (Сура «Ан-Нур», 63)
Этот священный аят сообщает о том, что упоминание Пророка Аллаха ﷺ просто по имени не является подобающим для воспитания общины. Необходимо вместе с его именем произносить и его благородные и священные качества. Следовательно, Пророка Аллаха ﷺ следует упоминать при помощи таких его качеств, как «Пророк», «Посланник», «Посланник Аллаха», «Любимый Аллаха – Хабибуллах», «Гордость Вселенной». Кроме того, согласно повелению Всевышнего, содержащемуся в 56-ом аяте суры «Ахзаб», в каждом месте, где упоминается его славное имя, необходимо совершать мольбу за Пророка Аллаха ﷺ. Это правило учтивого отношения к Пророку ﷺ, которое должна соблюдать вся община Ислама согласно пожеланию и приказу Всевышнего Аллаха. В священном Кyр`ане сказано:
إِنَّ اللّٰهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (Сура «Аль-Ахзаб», 56)
Он был Учителем, обучавшим Кyр`ану не только словесно, одновременно он был живым олицетворением, воплощением Кyр`ана. В одном славном хадисе, переданном Джабиром (радыйаллаху ‘анху), Высокочтимый Пророк ﷺ сказал следующие слова:
«Всемогущий Аллах послал Меня для того, чтобы я довел до совершенства нравственность!» (Мууатта «Хусну`ль – Хулк», 8)
Все исламские произведения за 1400 с лишним лет созданы для того, чтобы прокомментировать одну книгу, то есть Священный Кyран, и чтобы осветить образ одного человека, а именно – Высокочтимого Пророка ﷺ.
Всевышний Аллах поклялся лишь только его жизнью:
لَعَمْرُكَ
«Клянусь твоей жизнью, [Мухаммад]…» (Сура «Аль-Хиджр», 72)
К истине Ислама скорее возможно приблизиться при помощи любви, дружбы, дружеских отношений, чем при помощи разума и рассудка. При помощи Истины Ислама можно раскрыть все тайны. А возможно это в том случае, если взять Посланника Аллаха ﷺ в качестве образца для подражания, Усуа-и Хасана, если, отдалившись от земных страстей, связанных с потребностями организма, постигать тайны и секреты поклонения Аллаху, служения Ему.
Когда человек начинает обретать свою долю от духовности Ислама, он превращается в шедевр утонченности и добродетели, а тайны Божественных проявлений, сияние и свет веры поселяются в нем. Вне всякого сомнения, тайны Кyр`ана становятся гласными согласно таинству сердца, объятого духовностью Пророка Аллаха ﷺ. Ибо Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане велел следующее по поводу нашего подчинения Пророку Аллаха ﷺ, который является для нас единственным прекрасным образцом для подражания:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللّٰهَ إِنَّ اللّٰهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании» (Сура «Аль-Хашр», 7)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللّٰهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не обращайте в тщету ваши деяния» (Сура «Мухаммад», 33)
وَمَنْ يُطِعِ اللّٰهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّٰهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَـئِكَ رَفِيقاً
«А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с Пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники» (Сура «Ан-Ниса», 69)
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللّٰهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّٰهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّٰهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи [Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи». Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «Али Имран», 31)
قُلْ أَطِيعُوا اللّٰهَ وَالرَّسُولَ فإِنْ تَوَلَّوْاْ فَإِنَّ اللّٰهَ لاَ يُحِبُّ الْكَافِرِينَ
«Скажи [Мухаммад]: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих»» (Сура «Али Имран»,32)
وَمَنْ يُطِعِ اللّٰهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللّٰهَ وَيَتَّقْهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ
«Те, кто повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его. Они обретут успех» (Сура «Ан-Нур», 52)
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْن عَن ِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللّٰهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَـئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللّٰهُ إِنَّ اللّٰهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Верующие, как мужчины, так и женщины, друзья друг другу. Они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают салят, вносят закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними, ведь Аллах — Велик, Мудр» (Сура «Ат-Тауба», 71)
مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللّٰهَ وَمَنْ تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظاً
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними» (Сура «Ан-Ниса», 80)
أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّهُ مَنْ يُحَادِدِ اللّٰهَ وَرَسُولَهُ فَأَنَّ لَهُ نَارَ جَهَنَّمَ خَالِداً فِيهَا ذَلِكَ الْخِزْيُ الْعَظِيمُ
«Разве они не знали, что тому, кто враждебен Аллаху и Его Посланнику, навсегда уготован Ад? Это великий позор» (Сура «Ат-Тауба», 63)
وَأَطِيعُوا اللّٰهَ وَرَسُولَهُ وَلاَ تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللّٰهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то лишитесь мужества и удачи. Будьте терпеливы, ибо Аллах на стороне терпеливых» (Сура «Аль-Анфаль», 46)
Мумин (верующий) считается вставшим на путь обретения истинной любви, дружбы, дружеских отношений и берущим пример с его образцовой личности тогда, когда он почувствует Божественный трепет от любви к Пророку Аллаха ﷺ. Необходимым условием является освобождение и очищение собственной души от признаков, качеств, а также призрачных видений, связанных с естеством.
Шейх Осман Нури аль-Ханафи, из книги «Пророк Мухаммад ﷺ — Мединский период», стр. 588-599
По материалам: https://islamdinr.ru/