Преступление и прощение. История убийцы дяди Пророка ﷺ

11 декабрь 2023 1008 0
Режим чтения

Говорят, что жизнь — лучший драматург, и ни один сценарий с ней не сравнится. Наша жизнь, от А до Я, от старта и до самого финиша — сплошная драма, в которой нам отведена главная роль. С другой стороны, наш жизненный путь — своеобразная зелёная дорожка, по которой мы идём и на которой силы добра и зла — наши безотлучные спутники и друзья.

В этой бескомпромиссной борьбе ангелов и демонов добро берёт порой верх, а порой проигрывает. По этой дорожке 14 столетий назад прошёл эфиоп Вахши ибн Харб. Он жил в жестокие времена Средневековья, когда рабство и лишение одной из главных ценностей человека — свободы — было вполне привычным делом.

Ему выпала честь стать сподвижником Пророка Мухаммада ﷺ, но до этого он убил его любимого дядю — Хамзу ибн Абдульмутталиба (да будет доволен им Аллах).

Вахши жил обычной жизнью раба в Мекке и ничем особым не выделялся, кроме того что искусно метал копьё. Этот навык сыграл с ним злую шутку и разделил его жизнь на до и после.

После поражения от мусульман в битве при Бадре курайшиты неистово жаждали отмщения. Отмщения ждал и хозяин Вахши Джубайр ибн Мут‘им, который потерял в битве своего дядю Ту‘айма ибн ‘Ади. Главной мишенью для него стал дядя Пророка ﷺ Хамза, от рук которого и погиб дядя Джубайра. Джубайр предложил Вахши: «Если ты убьёшь дядю Мухаммада Хамзу за моего дядю Ту‘айму ибн ‘Ади, то ты свободен».

Вахши, естественно, понимал, что это громкое преступление, которое может стоит ему жизни или превратить его жизнь в Ад. Он во всей этой истории был третьей стороной и мог не соглашаться на предложение, но перед глазами маячила свобода. Что может быть вожделеннее для раба?

В итоге Вахши в составе мекканского войска отправился в Медину, к горе Ухуд. Его миссия заключалась лишь в одном – убийстве Хамзы (да будет доволен им Аллах).

Он в мельчайших деталях описал это покушение, от которых кровь стынет в жилах: «Когда мы добрались до Ухуда и оба войска встретились (на поле боя), я начал искать Хамзу, сына Абдулмутталиба. Я знал его в лицо, и все знали, поскольку у него на голове красовалось перо страуса — чтобы равные ему (в отваге) могли распознать его. Так поступали и другие арабские храбрецы.

Прошло немного времени, и я увидел Хамзу, мчащегося среди воинов, подобно верблюду пепельной масти (пепельный верблюд считался одним из самых сильных). Он разил людей своей саблей, и ничто не могло устоять перед ним.

Я находился то ли за деревом, то ли за камнем — в ожидании, что он приблизится ко мне. Но меня опередил один из всадников курайшитов, которого звали Сиба‘ ибн ‘Абд аль-‘Узза.

Он восклицал: "Сразись со мной, Хамза! Сразись со мной!" Хамза пошёл на него, приговаривая: "Иди ко мне, сын язычницы. Иди ко мне". Он стремительно сразил его своей саблей, и тот замертво упал.

После этого я оказался в нужной дистанции от Хамзы. Я потряс своим копьём, и когда удостоверился в его готовности, метнул в него. Оно попало ему в низ живота и вышло между ног.

 

Хамза, сделав в направлении меня два тяжёлых шага, упал, а копьё осталось в его теле. После того как я убедился в его смерти, я извлёк копьё. Затем вернулся в палатку и сидел там, ведь у меня не было другой задачи, кроме этой. Я убил его ради обретения свободы».

После получения заветной свободы жизнь Вахши не пошла в гору, а напротив, стала невыносимо тяжёлой. Ислам постепенно распространялся тем самым сужая свободу для Вахши. По его личному признанию, это обстоятельство усиливало его скорбь, ведь он прекрасно понимал, чем это для него может закончиться. После взятия Мекки и триумфа Ислама Вахши бежал в город Таиф, который ещё не был мусульманским. Тут он пытался обрести покой, но и Таиф спустя некоторое время принял Ислам. Вахши комментировал это следующим образом: «Несмотря на свои просторы, земля сузилась для меня, и дороги закрылись предо мной. Отправиться ли мне в Шам, а может, в Йемен или в другие места?!»

В конце концов Вахши решил отправиться в Медину и предстать перед Посланником Аллаха ﷺ. Решение Пророка ﷺ могло быть разным — от смертной казни до помилования.

Вот как сам Вахши рассказывал об этих волнительных для него минутах: «Добравшись до Медины, я поспрашивал о местонахождении Пророка ﷺ и, узнав, что он в мечети, тихо и осторожно направился туда. Встав у его головы, я произнес: "Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад ﷺ его раб и посланник".

Когда он услышал свидетельство веры, он поднял свой взор на меня. Узнав меня, он отвёл свой взгляд и спросил: "Ты Вахши?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Садись и расскажи мне, как ты убил Хамзу".

Я сел и рассказал ему обо всём. Когда я завершил, он отвернулся от меня и сказал: "Горе тебе, Вахши! Не попадайся мне на глаза!" С тех пор я старался, чтобы взор почтенного Пророка ﷺ не падал на меня. Когда сподвижники садились перед ним, я садился позади него».

Посланнику Аллаха ﷺ было тяжело видеть Вахши, ведь он, несмотря на свою пророческую миссию, оставался человеком, и им владели самые обычные эмоции. Вахши напоминал бы ему о дяде, и он вновь и вновь мысленно возвращался бы к горе Ухуд, где его не стало.

Сам Вахши прекрасно понимал, какой невосполнимый урон он нанёс Исламу. Он искренне сожалел о содеянном: «Хоть я и знал, что Ислам стирает всё, что было до него, я всё же не перестал чувствовать непомерность совершённого и большую беду, принесённую Исламу и мусульманам. Я начал искать возможность для искупления содеянного мною».

Такая возможность представилась ему после перехода Пророка ﷺ в мир иной, во время правления Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Вахши в составе военных отрядов, отправленных Абу Бакром против вероотступников, отправился к племени Бану Ханифа, где бесчинствовал лжепророк Мусайлима.

Вахши подумал про себя: «Клянусь Аллахом, это твой шанс, Вахши. Используй его». Вахши рассказал: «Я вышел с войсками мусульман и взял с собой копьё, которым убил господина шахидов Хамзу ибн Абдульмуталлиба (да будет доволен им Аллах). Я поклялся, что либо убью Мусайлиму, либо погибну шахидом».

Вахши, как и много лет назад в Ухуде, устроил самую настоящую охоту на Мусайлиму. Наряду с ним на Мусайлиму охотился один из ансаров, но его копьё вновь попало точно в цель, а ансар добил его своей саблей.

Вахши вспоминал: «Аллаху ведомо, кто из нас убил его, но если это сделал я, то я убил лучшего человека после Мухаммада и худшего из людей».

Драматичная и местами трагичная история Вахши учит нас главному – человек может оступиться, совершить роковую ошибку, но пока он жив, ему открыта дорога назад.

У главного героя Ф. М. Достоевского в повести «Преступление и наказание» не было выбора, он был обречён на муки. О Вахши тоже можно было бы написать целую повесть и назвать её «Преступление и прощение».

 

Мурад Гайдарбеков, Центр исторических исследований «Врата истории» при ДГИ

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход