Превосходство знания и знающих
С позволения Аллаха хотелось бы поговорить о преимуществе знания. Получения знания ради Аллаха и практика является самым лучшим, за что будет огромная награда. Приведем 4 хадиса по теме и разберем ин шаа Аллах.
Абу Дарда передает: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللّٰهُ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الْجَنَّةِ وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمٰوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا
«Если кто-то выйдет в путь, стремясь обрести знания, того Аллах направит на одну из дорог Рая. Ангелы, довольные человеком, ищущим знания, простирают над ним свои крылья. И все на небесах и на земле просит прощение за ученого, даже рыбы под водой. Превосходство ученого над (`абидом) поклоняющимся подобно превосходству полной луны над остальными ночными светилами. Ученые – наследники пророков. Поистине, пророки не оставляют после себя ни динаров, ни дирхемов, а оставляют знание. И кто возьмет его, тот возьмет великую долю» (Абу Дауд, ‘Ильм, 1/3641; Тирмизи, ‘Ильм, 19/2682, Бухари, 10)
Абу Умама передает: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْليِ عَلَى أَدْنَاكُمْ إنَّ اللّٰهَ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الْحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ
«Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над тем из вас, кто на самом низком уровне. Поистине, Всевышний Аллах, Его ангелы, все живое на небесах и на земле, даже муравьи в своих норах и рыбы просят благословения тому, кто учит людей добру» (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2685)
Анас бин Малик передает: «Во времена Посланника Аллаха ﷺ жили два брата. Один из них (чтобы обучаться знанию) приходил к Пророку ﷺ, другой зарабатывал деньги ремеслом. Однажды работающий брат пожаловался на другого Пророку ﷺ. И он ﷺ сказал:
لَعَلَّكَ تُرْزَقُ بِهِ
«Может быть, и ты по его благословению находишь работу и пропитание» (Тирмизи, Зухд, 33/2345)
Абу Са’ид аль-Худри передает: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَنْ يَشْبَعَ الْمُؤْمِنُ مِنْ خَيْرٍ يَسْمَعُهُ حَتَّى يَكُونَ مُنْتَهَاهُ الْجَنَّةَ
«Правоверный не удовлетворит свою жажду получения блага (знания), пока его концом не будет Рай» (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2686)
Уважаемый джамаат! Знание (‘ильм), являющееся одним из атрибутов Аллаха, по отношению к Его рабам применяется аллегорически. Какую долю раб Аллаха возьмет из Его атрибута знания, таковы будут и его превосходство и достоинство.
Нет какой-либо системы до Ислама, которая бы придавала такое значению знанию. В нашей священной книге Кyр`ане сотни раз повторяется слово «знание» и близкие ему по значению слова. От человека требуется познать своего Господа, изучать Коран и Сунну, приобретать знания, приводящие к благу в этом мире и будущем. Так воздается хвала людям знания:
يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите» (58/11)
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
«Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания» (35/28)
وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ ۖ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ
«Такие примеры Мы приводим людям, но понимают их лишь знающие» (29/43)
Всевышний Аллах повелел нашему досточтимому Пророку ﷺ молиться о преумножении только знания. Ни о чем другом, кроме знания, не было приказано просить «преумножь». В священном аяте говорится:
وَقُلْ رَبِّ زِدْن۪ي عِلْمًا
«И говори: «Господь мой! Увеличь мои знания!»» (20/114)
Посланник Аллаха ﷺ в приведенных нами хадисах сообщает много доброго для тех, кто ищет истинное знание. А сколько есть еще других хадисов, где говорится о превосходстве знания и тех, кто его ищет. Вот еще несколько из них:
«Человек, вышедший в путь для получения знаний, до тех пор пока не вернется домой, находится на пути Аллаха» (Тирмизи, ‘Ильм, 2/2647)
«Если кто-то умрет, обучаясь знаниям, которыми он хотел оживить Ислам, то в Раю его место всего на одну степень ниже пророков» (Дарими, Мукаддима 32)
«Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство, и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который поступает сообразно ей и передает ее (другим)» (Бухари, ‘Ильм, 15; Закят, 5; Ахкам, 3; Муслим, Мусафирин, 268)
«Когда Аллах хочет блага для человека, Он делает его факихом (знатоком тонкостей) в вопросах веры» (Тирмизи, ‘Ильм, 1/2645)
Пророки Аллаха (алейхимуссалям) оставляли в наследство людям не мирское богатство, а знание. А богатство, которым они обладали, использовали для своей общины. Ученые Ислама, чтобы обрести это наследие и услышать от передатчика один-единственный хадис, совершали многомесячные путешествия. Своим законом они сделали слова Посланника Аллаха ﷺ:
«Мудрое слово – находка для правоверного, где бы он ни нашел, следует взять его» (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2687)
Наши ученые считали, что, получив знания, передавать их другим – самая лучшая садака (Ибн Маджа, Мукаддима, 20). И, обременяя себя на этом пути многими трудностями, они развивали знание и донесли его до нас.
Человек, обладающий знанием, приносит пользу не только себе, но и другим. Чтобы поддерживать свою жизнь, люди нуждаются в еде и питье. Точно так, чтобы поддерживать жизнь своей веры и обрести спасение, они нуждаются в знании. Потому что правильное выполнение поклонений и служения связано со знанием. Внимая словам ученого, духовно мертвые сердца оживают.
Посланник Аллаха ﷺ, поощряя мусульман посещать собрания ученых, сказал:
«Мудрый Лукман учил своего сына: «Посещай собрания ученых (и познавших истину арифов)! Внимай словам мудрецов! Потому что Всевышний Аллах, подобно тому как мертвую землю оживляет дождем, мертвые сердца оживляет светом мудрости (хикмат)» (Хайсами, I, 125)
Так как ученый призывает людей к знанию и благим делам, он получает награду (саваб) за совершенное ими добро. Так, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто обучает знанию других, тот получит награду, как тот, кто совершает деяния в соответствии с полученным знанием. При этом награда совершающего деяния нисколько не уменьшится» (Ибн Маджа, Мукаддима, 20)
Как и люди, другие создания на земле получают пользу от знания ученого. Ибо люди, исправив свой нрав благодаря полученным у ученого знаниям, ко всему сущему будут относиться с милостью и любовью. И это станет причиной того, что все живые создания обретут мир, и на всей земле воцарится благоденствие. Поэтому все сущее молится об ученом и просит простить его. Даже ангелы чтят ищущего знания, проявляют смирение перед ним и спешат ему на помощь.
Всевышний Аллах облегчает дела тем из Своих рабов, которые, чтобы служить религии и людям, получают знания. Он дает им ризк, откуда они не ожидают. Тот, кто оказывает помощь ученым, получит награду в этом мире и будущем. Может быть, и те, кто занят обретением мирского богатства, процветают благодаря благословенности той помощи, которую они оказывают обретающим знание.
В четвертом приведенном нами хадисе знание определяется как благо, ведущее человека в Рай. Знание является самым лучшим из благ по той причине, что оно направляет человека к поступкам, которые приближают его к Всевышнему. Поэтому разумный мусульманин, до тех пор пока не войдет в Рай, не перестанет искать знаний и поступать в соответствии с ними. Он понимает, что это знание направляет человека в Рай. Знает, что это великое благо, потребность в котором будет всегда.
Так, Абдуллах бин Мас’уд дает такой совет: «Пока не исчезло, крепко ухватитесь за знание. Исчезновение знания – это исчезновение ученых. Ухватитесь за знание, потому что человек не знает, когда оно ему может понадобиться» (Дарими, 19)
Невежество – начало всех зол и заблуждений. Даже неверие (куфр) и многобожие (ширк) берут начало в невежестве. Поэтому Всевышний Аллах повелел:
فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ الْجَاهِلِينَ
«И не будь же из тех, кто не знает…!» (6/35)
وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ
«… отвернись от невежд!» (7/199)
Но нужно братья обратить внимание и на то, что знание, которое так восхваляется в аятах и хадисах, это, в первую очередь, знание Аллаха, аятов, религии и мира вечного. Т.е. постижение истины. Это знание приведет человека от сотворенного к Творцу. Такие науки, как физика, химия и т.д., если их изучают и преподают должным образом, приведут человека к Аллаху. Другие же науки, которые всего лишь занимая разум, не постигают истины сотворенного, которые ограничиваются изучением очевидных и видимых явлений, не есть знание.
Всевышний Аллах описывает знающих таким образом:
«Разве (неверующий равен тому), кто в ночные часы поклоняется (Аллаху), совершая земные поклоны и стоя (в намазе), боится (наказания в) следующей жизни и надеется на милость своего Господа? Скажи: «Разве знающие равны невеждам?» Поистине, принимают наставления лишь обладатели разума» (39/9)
Уважаемые братья! «Знающие», о которых говорится в аяте, это те, кто, вставая ночами, занимаются поклонением, падая ниц и стоя, те, кто страшатся, думая о будущей жизни, и которые надеются на милость Господа. Те, кто, даже обладая знанием, не поступает должным образом, относятся к категории «незнающие».
Просим Аллаха, чтобы мы и наши близкие были из числа знающих. Амин!
По материалам: https://islamdinr.ru/