Причины, по которым дозволено прервать намаз
Прерывание любого обязательного поклонения после того, как человек вступил в него, без уважительной причины (ʻузр) запрещено, потому что это является аннулированием акта богослужения, которое Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане запретил:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху (исполняйте то, что Он повелел выполнять в Своей Книге), повинуйтесь Посланнику (исполняйте то, что повелел делать Аллах через Своего посланника) и не делайте недействительными свои деяния» (сура Мухаммад:33)
Таково же решение и относительно обязательного намаза, то есть беспричинное прерывание намаза однозначно считается запретным. Что касается тех случаев, когда молящийся прервал намаз по крайней необходимости, например, для спасения человека, его защиты от вреда или защиты имущества, то это не запрещено.
Более того, в некоторых случаях прерывание намаза может стать даже обязательным:
1) помощь человеку, попавшему в беду и призывающему на подмогу;
2) спасение утопающего;
3) тушение пожара;
4) предупреждение ребёнка или слепого человека, которые могут упасть с обрыва или попасть в яму, и тому подобное.
Следовательно, если у человека, совершающего намаз, возникнут опасения, что другой человек может упасть с крыши, утонуть, получить ожоги или иные увечья, а также если кто-то оказавшийся в подобной ситуации станет звать на помощь, то в этом случае прерывание намаза является ваджибом (обязательным).
Если женщина во время намаза увидит, что у неё подгорает еда на плите, то она также может прервать свой намаз. Также если путник, совершая намаз, увидит, что его верховое животное уходит, он может прервать намаз. Если пастух, совершая намаз, увидит, что на его стадо собирается напасть волк, он может прервать свой намаз.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что прерывание намаза дозволено только тогда, когда жизни совершающего его или находящегося рядом человека угрожает опасность.
Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:
«Человеку, вступившему в обязательный намаз в начале отрезка времени, отведённого для совершения этого намаза, запрещается (харам) прерывать его без уважительной на то причины, даже если есть время для повторного совершения намаза» («Аль-Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб»)
Исходя из вышеприведённого, мы можем сказать, что прерывание обязательного намаза по уважительной причине бывает трех видов: дозволенное, желательное и обязательное.
Учёные-богословы в своих книгах причинами для прерывания обязательного намаза также посчитали:
- убийство змеи;
- предупреждение спящего или бодрствующего человека о надвигающейся опасности, если невозможно его предупредить произнесением славословия: «Субхана-Ллах»;
- спасение утопающего;
- опасение за маленького ребёнка или за себя и тому подобное.
Основа этого вопроса строится по правилу сравнения пользы и вреда. Нет сомнений в том, что спасение человека, чья жизнь ценна, ставится выше совершения намаза. Ведь можно и совместить оба полезных дела: сначала спасти человека, а потом совершить намаз.
Аль-ʻИзз ибн ʻАбду Ас-Салям, сопоставляя пользу и вред таких действий, пишет следующее:
«Восьмой пример: спасение утопающего человека ставится выше совершения намаза, потому что спасение утопающих пред всевышним Аллахом достойнее и предпочтительнее совершения намаза. Ведь есть возможность объединить два полезных дела: сначала спасти утопающего, а потом возместить намазы.
Также общеизвестно, что упущенная польза, которая заключалась в совершении намаза, и близко не сравнится с пользой, которая заключается в спасении мусульманина от гибели». («Каваид аль-ахкам фи масалих аль-анам»)
В своей книге «Шарх Аль-Манхадж» Закарья Аль-Ансари пишет об этом следующее:
«Предупреждение /предостережение слепого и подобного ему человека (от попадания в опасность) является обязанностью. Если не получается подать сигнал никак иначе, кроме речи или действий, нарушающих намаз, то обязательно надо сделать это. Стоит отметить, что, если человек для предостережения слепого совершил действие, нарушающее намаз, он, конечно же, нарушается, согласно аргументированному мнению (ассахх)».
Резюмируя всё это, можно сказать, что прерывание намаза ради спасения человека или предостережения от гибели или причинения вреда здоровью является обязательным. Если же нет такой опасности для жизни или здоровья человека, но есть опасность потери имущества и тому подобного, прерывание намаза является дозволенным.
Нурмухаммад Изудинов
По материалам: http://islamdag.ru/