Притча о слоне
Эта притча также известна под названием «Слон в темноте». Она стала очень популярна в мусульманском мире благодаря поэме «Масвани» Джалаладдина Руми, в которой знаменитый поэт и суфий изложил ее в стихотворной форме.
Исследователи утверждают, что притча имеет древнеиндийские корни. Версии этой притчи можно встретить в исламской, индуистской, джайнской и буддистской культурах.
Предлагаем вашему вниманию притчу в изложении Руми.
Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил:
«Врёшь, На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя:
«Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.
Согласно притче, группа слепых или людей, находящихся в темноте, впервые встречает слона. Каждый человек пытается понять, на что похож слон, ощупывая разные части его тела.
Один человек прикасается к хоботу слона и считает, что он похож на водосточную трубу. Другой прикасается к уху слона и считает, что это похоже на опахало. Еще один касается ноги слона и считает, что она похожа на бревно.
По мере того, как каждый человек делится своим восприятием слона, они начинают спорить друг с другом, каждый из которых убежден, что его понимание слона является правильным.
Однако никто из них не может видеть слона целиком, и поэтому никто из них не имеет полного представления о том, что такое слон на самом деле.
Притча учит, что так же, как люди в темноте не могут полностью понять слона, познав только одну его часть, мы, люди, не можем полностью понять сущность Всевышнего, познав лишь один аспект Его творения.
Мы должны стремиться понять и оценить разнообразие Божественного творения, чтобы обрести более полное понимание Его сущности.
По материалам: https://islam-today.ru/