Притча о трех людях, рассказанная пророком Мухаммадом ﷺ
Пророк Мухаммад наставлял людей различными способами, иногда и рассказывая им притчи. Есть одно его изречение, которое помогает понять, насколько человек изменчив и забывчив.
«Некогда Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. Он послал к ним ангела, который явился сначала к прокажённому и спросил: «Чего ты желаешь больше всего?».
Он сказал: «Хорошего цвета и хорошей кожи. Ведь люди избегают меня из-за моей болезни».
Тогда ангел провёл рукой так, что его болезнь прошла, и он был наделён хорошим цветом и хорошей кожей. Потом ангел спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?».
Он ответил: «Верблюды», или ответил: «Коровы» (передатчик этого хадиса не был уверен в том, кто сказал «верблюды», а кто сказал «коровы» − прокажённый или лысый). Этому человеку была дарована стельная верблюдица, после чего ангел сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!».
Затем ангел явился к лысому и спросил: «Чего ты желаешь больше всего?».
Он сказал: «Хороших волос и чтобы ушло от меня то, из-за чего люди избегают меня».
Тогда ангел провёл рукой, и его болезнь исчезла, и он был наделён хорошими волосами. Потом ангел спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?».
Он сказал: «Коровы». Тогда ангел дал ему стельную корову, после чего сказал: «Да сделает Аллах её благословенной для тебя!»
Затем ангел явился к слепому и спросил: «Чего ты желаешь больше всего?».
Он сказал: «Я желаю, чтобы Аллах вернул мне зрение, и я смог видеть людей».
Тогда ангел провёл по нему рукой, и Аллах вернул ему зрение. Потом ангел спросил: «А какое имущество нравится тебе больше всего?»
Он сказал: «Овцы». Тогда ангел дал ему стельную овцу.
Спустя некоторое время верблюдица, корова и овца дали приплод так, что у одного была уже долина, заполненная верблюдами, у другого – целая долина коров, а у третьего – целая долина овец. Затем этот же ангел явился к бывшему прокажённому, приняв обличье такого же прокаженного, каким он был прежде, и сказал ему: «Я − бедный человек. В пути я лишился всех средств, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после Него − к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и большое стадо верблюдов, дай мне хотя бы одного, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!».
В ответ этот человек сказал ему: «Поистине, у меня много долгов».
Тогда ангел сказал: «Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, которого избегали люди? И не ты ли был бедняком, которому Аллах даровал богатство?».
На что этот человек ответил: «Я унаследовал это богатство от своих предков».
Тогда ангел сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!».
Затем ангел явился к бывшему лысому, приняв облик такого же лысого, каким он сам был прежде, и сказал ему то же самое, что говорил бывшему прокажённому, а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: «Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!».
А затем ангел явился к бывшему слепому, приняв облик такого же слепого, каким он сам был прежде, и сказал: «Я − бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после Него − к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, дай мне одну овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!».
Бывший слепой сказал: «Я действительно был слепым, а Аллах вернул мне зрение, и я был бедняком, а Он даровал мне богатство, бери же, что хочешь, и клянусь Аллахом, сегодня ради Аллаха я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял!».
Тогда ангел сказал: «Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергли испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался» (аль-Бухари со слов Абу Харайры).
Любая история, рассказанная пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего, содержит в себе много поучительного.
Это притча из уст пророка говорит нам о том, что только Всевышний Аллах – это Тот, Кто в действительности даёт и лишает, обогащает и делает бедным по Своему предопределению и мудрости. Поэтому мусульманину следует связывать своё сердце со Всевышним Аллахом. Необходимо понять, что следует бояться только Господа, и надеяться только на Него. Некоторые богачи забывают своё прошлое, дни лишения и бедности, гневаясь на тех, кто начинает напоминать им об этом, несмотря на пользу от такого напоминания. Ведь человек тем самым вспоминает милость Аллаха, и начинает больше благодарить Его.
Также здесь доводится мысль о том, что кто благодарит своего Господа за оказанные ему милости и раздаёт милостыню неимущим, того Всевышний Аллах обогатит ещё больше и благословит его. А кто скупится, тот подвергает себя лишению милостей, а также гневу Господа, Который сказал:
«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»» (Сура, 14 «Ибрахим», 7).
И еще один аспект, который доносится в этой притче, так это то, что щедрость и раздача обязательных милостыней вызывают милость и довольство Господа, отстраняют от Его наказания, а жадность и воздержание от обязательных видов пожертвований навлекают огорчение и гнев Аллаха. Всевышний Аллах говорит об этом в Священном Кyр`ане:
«Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Сура 47 «Мухаммад», 38).
По материалам: http://www.info-islam.ru/