Проклятие равносильно убийству
Слово обладает огромной силой. Оно способно созидать и разрушать, исцелять и губить. В Кyр`ане благое слово сравнивается с деревом, которое имеет прочные корни и каждый миг приносит прекрасные плоды, а скверное слово — со скверным деревом, которое вырвано из земли. Поэтому вера учит нас быть очень осторожными со словами, тем более что людям свойственно торопиться, осуждать и проклинать. В Кyр`ане сказано:
«Человек молит о зле так же, как он молит о добре. И человек тороплив» (сура 17 «Ночной перенос», аят 11)
А в другом месте мы читаем:
«Если бы Аллах насылал на людей зло так же скоро, как они торопятся обрести добро, то их срок уже истёк бы» (сура 10 «Юнус», аят 11)
то есть если бы Аллах принимал проклятия, которые люди призывают на своих врагов, а порой и на своих близких, так же быстро, как принимаются их добрые молитвы, то они бы уже погибли. Но Аллах милостив к нам и даёт одним из нас шанс исправить злодеяние и попросить прощения, а другим — простить и не держать зла.
И всё же проклятия могут исполниться, и человек, легкомысленно призывающий проклятия на других, может и сам сильно пожалеть об этом. Передают со слов Джабира, что как-то раз один из ансаров проклял свою верблюдицу. Услышав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел ему сойти с неё и сказал:
«Не веди рядом с нами того, кого ты проклял. Не призывайте проклятие на себя, на своих детей, на ваше имущество, чтобы не совпало это с часом, когда людям даруют то, о чём они просят, ибо тогда ваше проклятие будет принято» [Муслим 3009].
Тем не менее мы знаем, что Аллах проклинает в Кyр`ане и Божьи посланники проклинали. И мы знаем, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, тоже проклинал язычников и иногда даже поимённо называл тех, кто причинял особенно много страданий верующим. В Кyр`ане мы читаем, что пророк Нух проклял свой народ, когда ему стало ясно, что не уверует среди них никто, кроме тех, кто уже последовал за ним.
«Нух сказал: «Господи, не оставь в живых на земле ни одного неверующего! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих» (сура 71 «Нух», аяты 26-27)
А пророк Моисей проклял Фараона и его народ и сказал:
«Господи наш, уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не уверовали, пока не увидят мучительные страдания» (сура 10 «Юнус», аят 88)
В «Сахихе» сообщается, что во втором ракате рассветной молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал кунут, призывая проклятие на Сафвана ибн Умайю, Сухайля ибн Амра и аль-Хариса ибн Хишама, и в ответ ему было ниспослано:
«Это не в твоей власти» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 128)
то есть не тебе, Мухаммад, решать, как Аллаху следует поступить с ними. Они поступают несправедливо, и Аллах может наказать и погубить их. Но Он может и помиловать их и привести к покаянию. Поэтому не торопись проклинать людей, даже если они своими поступками заслуживают проклятие. И действительно, во время освобождения Мекки эти трое, кого упоминал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покаялись и обратились в ислам.
Поэтому проклинать конкретного живого человека, даже если он неверующий, не следует. Пока он жив, у него есть шанс вернуться на прямой путь и заслужить милость Аллаха. Но если человек умер неверующим и при жизни причинил много зла другим, то призвать на него проклятие не будет грехом. Так, не является грехом проклятие в адрес неверующих народов, которые были погублены за свои грехи, или в адрес Иблиса, Фараона, Хамана, Каруна, Абу Ляхаба, Абу Джахля и многих других, что были прокляты в Кyр`ане и Сунне.
Другое дело, если проклинающий не называет кого-то конкретно, а проклинает тех, кто совершает какой-либо скверный поступок, который был проклят Аллахом и Его Посланником. Например, Кyр`ан проклинает тех, кто клевещет на целомудренных женщин или скрывает истину, в которой нуждаются люди, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, которые ругают его сподвижников, приносят жертвы не Аллаху, посягают на чужую землю или наносят татуировки. Есть и другие аяты и хадисы о тех, кого прокляли Аллах и Его Посланник, и они указывают на пагубность этих деяний, причисляемых к тяжким грехам. Проклинаем мы их или нет — они прокляты Аллахом и заслуживают проклятия ангелов и верующих.
Почему? Потому что проклятие — это отдаление от милости Аллаха. Именно так понимается арабское слово لَعْنَة. Если Аллах проклинает кого-либо, то гневается на него и отдаляет его от Своей милости. Если же ангелы или люди проклинают кого-либо, то они просят Аллаха отдалить его от Своей милости. А значит, человек, который совершает проклятые деяния, сам навлекает на себя гнев и проклятие Аллаха, и если кто-либо проклинает тех, кто, например, ругает сподвижников или отнимает чужую землю, то он не совершает греха.
Но что мы выигрываем от того, что проклинаем грешников? Становится ли нам от этого легче? Возможно, это помогает нам вытащить занозу из сердца, выпустив пар, почувствовать облегчение. Но ведь наказание, которые мы порой призываем на грешников, может не обойти стороной и нас самих. В «Сахихах» аль-Бухари (4531) и Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, призвал проклятие на курайшитов. Он сказал:
«Аллахумма, помоги мне против них и пошли им семь [голодных] лет, подобных тем, что были во времена Юсуфа».
И началась сильнейшая засуха, и люди голодали так, что вынуждены были есть падаль и глодать кости и шкуры животных. И беда эта коснулась не только язычников. В равной мере страдали и мусульмане, и некоторые из них даже привязывали к животу камни, чтобы не чувствовать голод.
Поэтому люди знающие остерегаются призывать проклятия, и только в самых крайних случаях прибегают к этому. В последний раз я призывал Аллаха показать Свою мощь и покарать грешников, притесняющих мусульман, в ночь на 25 ноября 2000 года, и не прошло и суток, как в Баку случилось сильное землетрясение. Как сказано в Кyр`ане:
«Бойтесь испытания, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив, и знайте, что Аллах суров в наказании» (сура 8 «Военная добыча», аят 25)
Нет, Аллах привёл нас в ислам и обещал нам прощение и Райские сады не для того, чтобы мы желали другим погибели. Аллах незлобивый, и Аль-Халим — одно из Его прекраснейших имён. А это значит, что и мы должны быть незлобивыми, терпеливыми, сдержанными в выражении своих негативных чувств и эмоций. По-настоящему уверовавший не рассыпается в проклятиях, хотя и может призвать злое возмездие на того, кто поступил с ним жестоко и несправедливо.
Всевышний сказал:
«Аллах не любит, когда злословят вслух, кроме тех, с кем поступили несправедливо» (сура 4 «Женщины», аят 148)
Как пишет Ибн Касир, «Аллах не любит, когда один человек проклинает другого, если только с ним не поступили несправедливо, ибо в таком случае позволено человеку помолиться против того, кто обидел его. Но проявить терпение будет лучше для него».
А в «Сунане» приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Верующий не бывает ни бранящимся, ни проклинающим, ни грубым, ни бесстыжим» [ат-Тирмизи 1977].
В другом достоверном хадисе говорится:
«Те, которые часто проклинают, не будут свидетельствовать и заступаться в день воскрешения» [Муслим 2598].
То есть, если человек часто призывал проклятия и наказание Аллаха на людей, он будет лишён права заступиться за других, когда верующие будут заступаться за тех, кого они узнают. Что же касается слов «они не будут свидетельствовать», то, возможно, здесь имеется в виду, что в день воскрешения они не будут свидетельствовать вместе с остальными мусульманами о том, что пророки довели истину до своих народов. Некоторые считали, что их свидетельства не принимаются в суде, потому что они открыто ведут себя неподобающим образом. Третьи считали, что из-за их такого поведения Аллах лишит их возможности умереть шахидами [Шарх Муслим 16/364].
Таким образом, верующим не подобает проклинать, даже если люди совершают поступки, отдаляющие их от милости Аллаха. Но ещё опаснее, если человек проклинает тех, кто не заслуживает проклятия, или тех, кому он обязан многим. Поэтому проклятия в адрес родителей считается одним из самых злостных грехов, и в хадисе говорится:
«Один из самых тяжких грехов — это когда человек проклинает своих родителей». Арабы тех времён относились к родителям с большим почтением, и поэтому люди, недоумевая, спросили: «Как может человек проклинать родителей?» Он ответил: «Он может оскорбить отца другого человека, и тот оскорбит его отца, или же он оскорбит его мать, и тот оскорбит его мать» [аль-Бухари 5973, Муслим 90].
Шариат также запрещает проклинать кого-то конкретно из мусульман, и в хадисе по этому поводу сказано:
«Кто проклял верующего, тот будто убил его, и кто назвал верующего неверующим, тот будто убил его» [аль-Бухари 6047, Муслим 110].
Это — суровое предупреждение каждому, кто проклинает кого-либо из мусульман, не заслуживающих такого отношения. И речь не только о том, что призывать проклятие на верующего запрещено. Грех такого проклятия равносилен греху убийства, а ведь в Кyр`ане сказано:
«А возмездием тому, кто убьёт верующего преднамеренно, будет геенна. Он останется там навеки. Аллах разгневался на него, проклял его и приготовил ему великие мучения» (сура 4 «Женщины», аят 93)
Такому истолкованию приведённых выше слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отдал предпочтение имам ан-Навави [Шарх Муслим 16/149].
Звучит устрашающе, но разве не отвратительно деяние того, кто желает своему брату попасть в Ад, кто призывает Аллаха лишить Его милости того, кто молится с ним в одном ряду и просит Аллаха о прощении?! Даже если мусульманин совершил поступок, который проклят в Кyр`ане и Сунне, нам не следует торопиться и призывать проклятие конкретно на него.
В «Сахихе» сообщается, что среди сподвижников был человек по имени Абдаллах, который смешил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он выпивал, и его наказывали за это, и люди называли его ослом. Однажды, когда он снова выпил вино, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел выпороть его, и какой-то мужчина сказал:
«Аллахумма, прокляни его. Как часто его приводят пьяным». Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не проклинайте его. Клянусь Аллахом, я знаю только то, что он любит Аллаха и Его Посланника».
А в другой версии говорится:
«Не говорите так! Не помогайте шайтану против него» [аль-Бухари 6780, 6777].
Привычка проклинать — нехорошая привычка. Люди ругают и проклинают не только других людей, но и время, непогоду, камни, животных, и эти их слова могут погубить их и навлечь на них беду. В «Сунане» сообщается, что как-то раз порыв ветра сдернул накидку с одного из сподвижников и тот проклял ветер, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, услышал это и сказал:
«Не проклинайте ветер, потому что он исполняет веления, и, поистине, если человек проклинает то, что не заслуживает проклятия, то оно возвращается к нему» [Сахих Абу Давуд 4908].
Проклиная, человек призывает Всевышнего поскорее свершить суд, вынести и осуществить решение, которое избавит его и других от зла, что причиняет им какое-либо из Божьих творений. И слова проклятия очень весомые, ибо если Аллах свершит возмездие, то тот, на кого падёт проклятие, погибнет. Эти слова не попадают на небеса и не растворяются в милости Всевышнего, а мечутся между небом и землёй, пока не находят своего адресата, и об этом сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха:
«Поистине, если раб проклинает что-либо, то проклятие поднимается на небо и врата неба закрываются перед ним, а потом оно нисходит на землю, и земные врата тоже закрываются перед ним, и оно начинает метаться вправо и влево, а когда не находит пути, то возвращается к тому, кто был проклят, а если он не заслуживал проклятия, то возвращается к тому, кто произнёс его» [Сахих Абу Давуд 4099].
Поэтому тот, кто опрометчиво призвал проклятие на достойного человека, должен незамедлительно принести покаяние и просить Аллаха о том, чтобы его слова не исполнились и не вернулись к нему. Он уже выпустил ядовитую стрелу, которая может поразить его самого, и только мольба и милость Аллаха могут уберечь его от ранения или от её смертельного яда.
Верующий, который осознаёт это, приучает себя молиться только о хорошем и занимает свои уста поминанием Аллаха в часы благоденствия, чтобы в минуты скорби с них не слетели слова неблагодарности или проклятия. Ведь если с нами случается что-либо неприятное или если кто-либо из людей досаждает нам, то это происходит не только по его произволу, но прежде всего по промыслу Господа, Который желает испытать нас, очистить и привести к наилучшему путями мира, то есть наиболее безопасными для нас путями.
По материалам: https://e-minbar.com/